Хронический импортер
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев 13 марта подписал закон о ратификации соглашения о мерах по обеспечению параллельной работы единой энергетической системы (ЕЭС) России и национальной энергосистемы (НЭС) Казахстана. Этот документ предусматривает ежегодное согласование объемов электроэнергии, планируемой к передаче из ЕЭС России в НЭС Казахстана и обратно, а также позволяет сторонам определять стоимость электроэнергии как в пределах допустимого отклонения фактического межгосударственного сальдо перетоков электроэнергии по договорам между казахстанской компанией KEGOC и российской «Интер РАО», так и сверх него.
Впрочем, методика определения отклонений пока еще не утверждена, поэтому решено, что ни одна из сторон не будет платить за перетоки электроэнергии при отклонении от графика менее чем на 150 МВт.
Ратификация соглашения позволяет обеспечить устойчивость энергосистеме Казахстана. «Можно вспомнить, как разрыв схожего соглашения в феврале этого года между Россией и государствами Прибалтики по их инициативе привел к драматической ситуации: в энергосистеме одной из этих стран произошла авария. А всё потому, что никто не просчитал последствия», — заявил «Эксперту» советник председателя правления НП «Совет рынка» Владимир Шкатов.
Иное дело — Казахстан. Взаимные перетоки электроэнергии между нашими станами происходят примерно по 70 высоковольтным ЛЭП. Причем Казахстан не только импортирует электроэнергию из России, но и поставляет ее нам.
Тем не менее в целом Казахстан испытывает дефицит электроэнергии и энергетических мощностей, который превышает 1 ГВт. Более того, в самом ближайшем будущем потребности этой страны в электроэнергии только увеличатся.
Поставки электроэнергии из нашей страны в Казахстан устойчиво растут уже несколько лет. Если в 2022 г. чистый экспорт электроэнергии из России в Казахстан составил менее 2 млрд кВт·ч, то по итогам 2024 г. он уже превысил 3,1 млрд кВт·ч. При этом средняя цена поставки, по имеющимся данным, выросла почти на треть — до 5–5,5 руб. за кВт·ч. И этому есть довольно простое объяснение. Экономика Казахстана растет в среднем на 4,8–4,9% в год, а значит, увеличивается и потребность в электроэнергии. Проблема, однако, в том, что нынешние генерирующие мощности уже давно не могут покрыть растущие потребности Казахстана в электроэнергии. «Последние 20 лет Казахстан регулярно закупает электроэнергию в России», — говорит Владимир Шкатов.
Еще 5 марта 2024 г. на коллегии Минэнерго Казахстана председатель правления компании KEGOC Наби Айтжанов заявил, что при прогнозируемой максимальной электрической нагрузке в 17,4 ГВт и генерации станций около 16,4 ГВт дефицит электроэнергии в стране составит порядка 1 ГВт. По словам Айтжанова, покрыть его можно только за счет импорта электроэнергии из России, в противном случае придется вводить ограничения потребителей в Казахстане. Более того, если взять в расчет прогнозный баланс электрической энергии и мощности Минэнерго Казахстана, то к 2029 г. в этой стране ожидается дефицит генерирующей мощности в размере свыше 3 ГВт. При этом самая тяжелая ситуация наступит как раз в 2025 г., когда дефицит электроэнергии окажется на максимальном уровне — 5,5 млрд кВт·ч.
Еще один важный момент заключается в том, что износ генерирующих мощностей в Казахстане довольно высок. В частности, 55% ТЭЦ и около 70% ГЭС этой страны имеют возраст свыше 30 лет. При этом ситуация усугубляется тем, что в Казахстане одни из самых низких цен в СНГ на электроэнергию для населения — около $0,035 кВт·ч, что не позволяет своевременно обновлять генерирующие мощности.
Погоня за энергопрофицитом
Ситуацию с дефицитом генерации в Казахстане планируется исправить за счет строительства сразу трех новых угольных ТЭЦ, а также первой в стране АЭС. Еще 17 апреля 2024 г. правительства России и Казахстана заключили соглашение о строительстве ТЭЦ в городах Кокшетау, Семей и Усть-Каменогорск. Впрочем, этот документ — рамочный, и ключевые параметры новых станций не содержит. Тем не менее известно, что электрическая мощность первой из них составит 240 МВт, а двух других — по 360 МВт. По предварительным оценкам экспертов, суммарная стоимость этих ТЭЦ может составить около $2,8 млрд. При этом значительную часть средств, как ожидается, в виде кредита предоставит российская сторона. По некоторым данным, речь идет о 65–70% от общей суммы. При этом, по словам управляющего директора Фонда национального благосостояния «Самрук Казына» Айдара Рыскулова, 1,5 трлн тенге (около $3 млрд) может быть выделено из Единого накопительного пенсионного фонда Казахстана, из которых «какую-то часть» предполагается потратить на софинансирование проектов по строительству ТЭЦ. Однако для привлечения пенсионных накоплений предполагается выпустить облигации, которые, скорее всего, выкупят государственные финансовые институты.
Новые станции в Семее и Кокшетау должны быть построены в 2027–2028 гг., а в Усть-Каменогорск — в 2030 г. Суммарная мощность генерации электроэнергии этих станций составит 960 МВт. Кроме того, российско-казахстанским консорциумом планируется модернизация энергоблоков № 3 и № 4 Экибастузской ГРЭС-2 мощностью по 540 МВт каждый. Этот проект планируется реализовать также к концу 2028 г.
Таким образом, только за счет новой и модернизированной угольной генерации Казахстан сможет сократить дефицит энергетических мощностей по производству электроэнергии примерно до 1,06 ГВт. А в случае реализации планов по строительству АЭС и вовсе стать энергетически избыточной страной.
На референдуме 6 октября 2024 г. свыше 71% жителей Казахстана высказались за строительство в стране АЭС. По итогам изысканий Минэнерго Казахстана власти страны в качестве наиболее предпочтительного района строительства АЭС выбрали территорию Алма-Атинской области недалеко от озера Балхаш. При этом в качестве возможных поставщиков Астана рассматривает не только «Росатом», но и французскую EDF, а также китайскую CNNC и южнокорейскую KHNP.
Как заявил «Эксперту» ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков, если раньше Казахстан мог рассчитывать на то, что «Росатом» придет со своими деньгами и построит станцию, предварительно пролоббировав предоставление государственного кредита, как это было при строительстве АЭС в Турции и Белоруссии, то теперь рассчитывать на это не приходится.
«В условиях дефицита бюджета госкорпорация может столкнуться с жестким сопротивлением со стороны финансово-экономического блока правительства. Тем не менее вполне возможно, что Казахстан выберет „Росатом“. Известно, что наша госкорпорация реализует совместные с казахстанскими партнерами проекты по добыче урана, который впоследствии отправляется в Россию для обогащения», — заявил нам Игорь Юшков. «В случае если контракт на строительство АЭС достанется „Росатому“, то, скорее всего, госкорпорация построит станцию с реактором ВВЭР-1200 электрической мощностью 1200 МВт», — сообщил «Эксперту» Владимир Шкатов. Это позволит нашему южному соседу полностью закрыть прогнозный дефицит электроэнергии. Но Казахстан решил пойти дальше.
Выступая на заседании Национального курултая 14 марта 2024 г. Касым-Жомарт Токаев сделал сенсационное заявление: «Для нас стратегически важно создать новую атомную отрасль, которая обеспечит прочную базу динамического развития на десятилетия вперед. Именно поэтому считаю необходимым возвести не одну, а сразу три атомные станции и в конечном счете сформировать полноценный ядерный кластер» (цитата по akorda.kz). А уже в этом случае Казахстан сможет довольно быстро превратиться из импортера электроэнергии в экспортера. Правда, обретение этого статуса обойдется стране в несколько десятков миллиардов долларов.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag