Одна на всех
«Национальная служба санитарной авиации» (НССА), предприятие в периметре госкорпорации «Ростех», может стать единственным исполнителем госконтрактов на выполнение авиаработ с целью оказания медицинской помощи (услуги санитарной авиации). Речь идет о вертолетных перевозках. Об этом говорится в письме главы Минздрава Михаила Мурашко президенту России Владимиру Путину от 20 декабря (копия имеется в распоряжении «Эксперта»).
«Принимая во внимание, что в настоящее время НССА активно участвует в реализации мероприятий по развитию санитарной авиации в России, выполняя большинство авиационных работ, Минздрав полагает возможным поддержать определение НССА как единственного исполнителя авиационных работ в целях оказания медицинской помощи на территории Российской Федерации», — говорится в обращении. В 2024 году НССА заключила 41 госконтракт на выполнение подобных авиаработ в 34 субъектах, уточнил в письме министр. Сам «Ростех» в публикациях на своем сайте сообщает о работе НССА в 54 регионах страны из 89.
В качестве обоснования в письме указано, что в 2025–2030 гг. планируется нарастить количество санитарных вылетов (осуществить не менее 115,5 тыс. эвакуаций) и НССА активно участвует в этой деятельности. С 2017 по 2024 гг. было совершено 82 тыс. вылетов санавиации, говорится в письме.
По данным Ассоциации вертолетной индустрии в 2024 г. было заключено госконтрактов по санавиации на 20 млрд руб., из них с НССА — на 8,7 млрд руб. Из 98 вертолетов, участвовавших в эвакуациях в прошлом году, 37 принадлежали НССА, указывает АВИ. Отметим, что в парке НССА сейчас 67 машин для медицинских перевозок.
В пресс-службе Минздрава и в Минтрансе не ответили на запрос «Эксперта». Источник в госструктурах подтвердил, что в правительстве действительно обсуждается такая тема: «Статус единого поставщика не означает, что регионы не могут выбрать других исполнителей. Это означает, что у региона есть выбор: заключить договор с НССА без конкурса, либо провести электронный конкурс и выбрать исполнителя на альтернативной основе».
В «Ростехе» «Эксперту» напомнили, что НССА уже являлась единым поставщиком в 2018–2022 гг., что дало позитивный эффект: «В ряде регионов, где были проблемы с оперативностью услуг, время вылета медицинского вертолета НССА с момента направления заявки уменьшено до 15 минут». До прихода на рынок НССА в 2017 г. качество услуг санавиации оставляло желать лучшего: были проблемы с состоянием бортов, их оснащенностью, скоростью вылетов, рассказали в пресс-службе «Ростеха».
Конкурентный рынок
В письме замглавы ФАС Григория Радионова от 13 января в аппарат правительства с отзывом на инициативу консолидации госзаказов в НССА (копия имеется в распоряжении «Эксперта») говорится: «С учетом особых целей и задач осуществления закупки, а также опыта НССА по выполнению аналогичных работ, ФАС считает возможным определить НССА единственным исполнителем авиаработ в целях оказания медицинской помощи», но также указывается, что отбор подрядчиков конкурентным способом будет способствовать прозрачности, развитию конкуренции, повышению качества работ и эффективному расходованию бюджетных средств. В пресс-службе ФАС дополнительных комментариев не предоставили.
В Ассоциации вертолетной индустрии (АВИ) опасаются, что частные и региональные компании из-за инициативы «Ростеха» потеряют рынок. «Это приведет к вымыванию небольших авиакомпаний в регионах и неблагоприятным социальным последствиям. Три-четыре авиакомпании даже закроются», — отметил в комментарии «Эксперту» совладелец вертолетной компании «Русские вертолетные системы» (РВС) и замглавы правления АВИ Михаил Казачков. В РВС считают, что инициатива «Ростеха» является попыткой решить финансовые проблемы НССА.
Экономика НССА
В связи с заключением планово-убыточных контрактов у оператора сформировался убыток в размере около 1,5 млрд руб., говорится в письме главы Минздрава президенту. В 2024 г. «Ростех» из своего антикризисного фонда предоставил компании заём в 500 млн руб., а также осуществил имущественный вклад в 1,5 млрд руб. «Однако дальнейшее отсутствие у НССА статуса единственного исполнителя и низкая годовая загрузка медицинских вертолетов в части регионов создают объективные предпосылки для убыточной деятельности НССА в будущем, что предполагает либо непрофильные инвестиции со стороны госкорпорации на постоянной основе, либо раскрытие госгарантии», — пишет министр. Речь идет о гарантии, предоставленной кабмином «Промсвязьбанку» в 2020 г. на 22 млрд руб в качестве 100% обеспечения по 15-летнему кредиту на закупку 66 медицинских вертолетов в парк НССА.
Уникальность и эффективность НССА при выполнении авиаработ Михаил Казачков также ставит под сомнение: «До появления НССА санитарная авиация уже существовала на протяжении 60 лет». Сам РВС закупил в лизинг у ГТЛК медицинские «Ансаты», компания уже инвестировала в парк 2,5 млрд руб. В прошлом году РВС пыталась обанкротить НССА из-за задолженности в 241 млн руб. за выполненные авиаперевозки, при этом годом ранее ГТЛК планировала разорвать с РВС контракт на поставку вертолетов из-за долга последней в 1 млрд руб.
«„Костромское авиапредприятие“ идею о консолидации санитарной авиации не поддерживает ввиду отсутствия её целесообразности и экономической обоснованности», — сообщили «Эксперту» в этой компании. В парке перевозчика, по данным его сайта, есть вертолеты «Ансат» и Ми-2. «Наделение любого перевозчика исключительным правом выполнения авиационных работ на территории всей России создает существенные риски нарушения нормальной работы других эксплуатантов, годами успешно осуществляющих деятельность в своих регионах», — отметили в компании. Наиболее справедливо было бы наделить власти субъектов правом определять, когда госзакупка может осуществляться у единственного поставщика, считают в «Костромском АП»: «Регионы могут самостоятельно с учетом индивидуальных особенностей принимать взвешенное решение о способе определения поставщика услуг в сфере санитарной авиации».
«У НССА есть необходимые вертолеты с медицинскими модулями. С другой стороны, когда мы говорим о бюджетах регионов, они предпочитают разумный баланс между стоимостью самой эвакуации и тем бюджетом на лечение пациента, которым они могут оперировать, — заявил „Эксперту“ директор агентства „Авиапорт“ Олег Пантелеев. — Если много потратить на транспортировку (а более современная техника и стоит дороже), то на лечение останется меньше. Кроме того, в ряде регионов есть свои „домашние“ авиакомпании, которые платят налоги в местный бюджет. Для них, конечно, не выгодно наличие игрока федерального масштаба, зарегистрированного в регионе».
Право проводить конкурсы и самостоятельно выбирать поставщиков услуг у регионов никто не отнимал. Статистика показывает, что в 2018–2021 гг., имея статус единого поставщика, НССА обслуживала порядка 40 регионов. То есть значительный объем работ оставался у местных авиакомпаний, пояснили «Эксперту» в пресс-службе «Ростеха».
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag