Войти

Винная карта страны

Российское виноделие переживает сложный расцвет

Винная карта страны
Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС
Сегодня в Москве начал работу Российский винодельческий форум. «Эксперт» выяснял, как сейчас чувствуют себя отечественные виноградарство и виноделие, и как меняется и влияет на рынок отношение к их продукту потребителей. Востребованность российского вина на внутреннем рынке медленно, но растет, однако становятся очевидными новые серьезные вызовы для отрасли. Это слабо развитое питомниководство, без которого необходимый рост площадей виноградников в три раза будет затруднителен, сортовая анархия, мешающая виноделам обрести свой стиль, и все еще высокая конкуренция с импортным вином.

Терруар без лица

По данным Минсельхоза, российские виноделы в первом полугодии 2024 г. резко нарастили производство продукции, показав динамику в 21%, а объем продаж вырос на 5% (по итогам 2023 г. было продано 786 млн литров — данные Минпромторга) . Такой рост в ведомстве объяснили хорошим урожаем винограда второй год подряд, а также несколькими раундами повышения акцизов и пошлин на импортный алкоголь, что существенно повысило конкурентоспособность российских вин на внутреннем рынке. Развитию отрасли также способствует реализация федерального проекта «Стимулирование развития виноградарства и виноделия», который должен способствовать увеличению площади виноградников в плодоносящем возрасте на 35% к 2030 г., к этому же сроку планируется вложить в отрасль более 26 млрд руб. из госбюджета.

Но за прогнозами и хорошей положительной динамикой в отрасли скрывается немало «подводных камней», технологических и регуляторных проблем. «Ситуацию в отрасли виноградарства и виноделия мы оцениваем, с одной стороны, позитивно: урожаи винограда растут, производство российского вина увеличивается, продажи также растут, расширяются площади виноградных насаждений, появляются новые производители и бренды и т.д. С другой стороны, нельзя не отметить и своего рода стагнацию в развитии рынка, прежде всего в части динамики появления новых инвесторов, хозяйств, расширения числа игроков рынка. Триггер 2014 года отработал свой потенциал, он привлек до 2022 г. множество новых инвесторов, сейчас подобной динамики не видно», — отмечает партнер Агентства виноградарства и энологии «Клер» Серафим Мелентьев.

Исполнительный директор Ассоциации виноградарей и виноделов России Алексей Плотников отмечает, что основным вызовом для российских виноделов сейчас является предусмотренный федеральной программой рост площадей виноградников и рост процента российских саженцев, используемых при высаживании новых виноградников.

Винная карта страны
Фото: Александр Рюмин/ТАСС

По оценкам ассоциации, сейчас в России свыше 100 тыс. гектаров виноградников (105 тыс. по данным Минсельхоза), плодоносящих из них около 90 тыс. га. Для того, чтобы Россия полностью удовлетворила свою потребность в вине, необходимо порядка 250 тыс., а с учетом дистилляции и переработки — порядка 300 тыс. гектаров виноградников в долгосрочной перспективе.

«Сделать это нереально даже за 5–7 лет, но производители и государство стараются динамично наращивать площади виноградников. Государство в значительной степени субсидирует закладки новых виноградников и эти субсидии востребованы рынком.

Не стоит забывать, что от закладки виноградника до производств первой бутылки вина проходит не менее 6–7 лет. Утвержденный властями график посадки виноградников очень напряженный и в этом режиме нам предстоит прожить ближайшие 10 лет, но пока мы идем в графике и постараемся этот вызов с честью преодолеть», — отметил Плотников, указав, что высаживается примерно 5 тысяч гектаров виноградников ежегодно.

По оценкам Агентства виноградарства и энологии «Клер», еще одной существенной проблемой сейчас является так называемая сортовая анархия, когда виноделы, желая сделать линейку из всевозможных хорошо продаваемых сортов винограда высаживает их на участке в 25 гектаров по два десятка.

Винная карта страны
Фото: Сергей Мальгавко/ТАСС

«Из этого количества лишь несколько сортов соответствуют параметрам терруара и способны дать хороший и перспективный результат, а из остальных приходится делать бленды или стараться каким-то образом продать малыми тиражами. Накладывается еще и проблема отсутствия у значительной части российских виноделен продуманного, а часто и вообще какого-либо маркетинга и способности объяснить потребителю, почему нужно покупать их вино по 1500–3500 рублей за бутылку», — говорит Серафим Мелентьев.

Из-за этого, по его мнению, российские винодельческие регионы не имеют своего выраженного, четко определяемого и классифицируемого сортового и стилистического лица, как это характерно для регионов традиционного виноделия в Старом Свете и коммерчески успешных винодельческих регионов Нового Света.

Инвестиции с энтузиазмом

Виноделие, несмотря на прохождение пика интереса инвесторов, все еще остается динамично растущей отраслью сельского хозяйства. «За последние 3 года по нашим оценкам не меньше 30 новых проектов открылось в сфере виноделия», — отмечают в Ассоциации виноградарей и виноделов России.

Но, рассуждая об инвестиционной привлекательности винодельческой отрасли, эксперты отмечают, что этот бизнес имеет свою специфику в России и в мире. «В целом органический, экстенсивный рост объемов в виноделии не очень применим. Вино — это продукт конкретной территории и добавленную стоимость имеют так называемые терруарные вина, которые растут на определенном, небольшом участке с высоким качеством обслуживания виноградников. При всем уважении к индустриальным гигантам, самые высококачественные вина получают не там, где комбайны работают, а там, где виноградарь анализирует каждую лозу, находит способы, чтобы получить с нее самый лучший виноград», — поясняет Алексей Плотников.

Поэтому, по его словам, серьезного экономического эффекта от масштаба в виноделии достичь невозможно. Алексей Плотников приводит в пример «Кубань Вино», крупнейшую винодельню в Европе, которая производит почти 100 млн бутылок в год из 600 млн бутылок общероссийского производства. «Даже это предприятие не покупает всех своих соседей. Так происходит не потому, что нет денег, а потому что это не имеет смысла», — отмечает он.

Также эксперты указывают на отсутствие сервисной инфраструктуры на отечественном винодельческом рынке. В России каждый инвестор-винодел вынужден заниматься всем и строить своё натуральное хозяйство. Ему приходится заниматься коммуникацией с поставщиками материалов и оборудования, проектировщиками, бухгалтерией, ЕГАИСом, технологическими инструкциями, лицензированием, маркетингом, логистикой, переговорами с ритейлом и ресторанами, строить свою винодельню или пытаться пристроиться куда-то, где оформлена лицензия, самостоятельно организовывать туризм, выездные дегустации, продажи, отчетность и т.д.

Винная карта страны
Фото: Андрей Рубцов/ТАСС

«Все эти издержки ложатся на себестоимость тяжким бременем, а также не позволяют инвестору-виноделу ощущать себя в том волшебном настроении сопричастности созданию аристократического продукта, которое он представлял себе, намереваясь стать виноделом. Наличие сервиса и специализированной рыночной инфраструктуры сделало бы входной билет на рынок для его новых участников существенно дешевле и позволило бы придать динамику его масштабированию и развитию», — говорит Серафим Мелентьев.

В целом винодельческая отрасль во всем мире состоит из маленьких виноделен и Россия тут не исключение. К примеру, в состав Ассоциации виноградарей и виноделов России входит 224 члена, 70% из них — это малые и средние предприятия, нередко семейные.

«Мы очень дорожим ими. Они не могут произвести огромный объем вина, поэтому это также определенный вызов для нас — как продвигать такое вино в сетях и массово. И таких авторских виноделен становится все больше и больше. Говорить о том, что все они окупились, конечно, не приходится. Это люди, которые увлекались вином или влюбились в него, энтузиасты, одним словом», — отмечает Алексей Плотников.

Спрос растет вслед за качеством

Можно с уверенностью говорить о том, что российское вино сейчас является достойным конкурентом импортной продукции, считает директор по России Всемирной организации винного туризма Леонид Попович. Сегодня крупнейшие российские производители, такие как «Инкерман», «Абрау Дюрсо», «Массандра», «Дербент Вино», даже в ценовом сегменте 300–500 руб. за счет технологий могут предложить достойные по мировым меркам вина.

Барометром качества выступает интерес потребителей. По оценкам Центра изучения потребительского поведения Роскачества с декабря 2021 г. доля почитателей российского вина увеличилась с 48% до 59% (от всех употребляющих вина), а доля почитателей зарубежного вина уменьшилась с 52% до 41%. Если в декабре 2021 г. 18% россиян считали российское вино более качественным, то в декабре 2023 г. таких уже 26%, а доля считающих зарубежное вино более качественным сократилась с 21% до 14%.

Винная карта страны
Фото: Сергей Мальгавко/ТАСС

«Отечественные производители следят за потребительскими предпочтениями, работают над улучшением качества вина, о чем свидетельствуют результаты исследований „Винного гида России“. Повышение качества фиксируется в ключевых категориях, включая белые и игристые вина. Игристые вина — важнейшая точка роста. Здесь отечественные вина бьют западных конкурентов и по цене, и по качеству», — рассказывает директор департамента исследования и продвижения отечественной винодельческой продукции Роскачества, руководитель «Винного гида России» Олеся Латышева,

По данным алкогольного дистрибьютора Luding Group в I полугодии 2024 г. доля российского сегмента в общих объемах продаж тихих вин выросла на 3 п.п. в годовом выражении и составила в общем объеме 58%, а в сумме выручки — 34%.

«С 2022 года в условиях санкций, роста цен и неопределенного будущего импортного вина многие потребители сделали шаг в сторону российского виноделия и остались довольны. Интерес потребителя к российскому виноделию мы наблюдаем не только в растущих продажах, но и в глобальных трендах. Ориентация на российское производство — один из важнейших трендов современного рынка FMCG. Рост внутреннего туризма, усиливающийся патриотический настрой, развитие российского виноделия и винодельческих регионов (Крым, Кубань, Кавказ и т.д.), доступность, разнообразие выбора, доступная стоимость — вот лишь некоторые факторы, оказывающие влияние на рост интереса к российским брендам», — рассказывает руководитель винного портфеля Luding Group Евгений Щербаков.

В Luding Group ожидают, что цены на вина из недружественных стран продолжат расти, что неизбежно повлечет за собой падение объемов продаж.

По оценкам директора по России Всемирной организации винного туризма Леонида Поповича, идеальным балансом для российского рынка выглядит соотношение российских производителей и импортных в 85% и 15% соответственно. «10–15% импорта должно сохраняться, чтобы россияне имели возможность попробовать интересные, разнообразные, выдающиеся вина. В остальном сегодня Россия делает массовые вина такого же уровня, как и другие страны (Франция, Испания, Италия). Здесь мы абсолютно конкурентоспособны по соотношению цена/качество, но мы должны продолжать высаживать виноградники, каждый год не менее 5 тысяч га виноградников — эта цифра сбалансирована для бизнеса и государства», — отмечает Леонид Попович.

Винная карта страны
Фото: Сергей Мальгавко/ТАСС

Замах на экспорт

Логичным продолжением развития отрасли является покорение внешних рынков, но экспорт — это довольно дорогостоящее упражнение, его могут позволить себе только крупнейшие производители, отмечают эксперты. Небольшие винодельни, которых в России большинство, просто не обладают ресурсами (и объемом выпуска), которые позволяли бы им покрывать еще и международные рынки.

«С 2022 года мы в основном переориентировались на рынки юго-восточной Азии, даже Китая. Наша ассоциация уже начала работу по организации поставок в эти регионы, пока результаты не очень внушительные, львиная доля нашего экспорта по большому счету ограничена пространством ЕАЭС. Но дело в том, что на фоне роста спроса на внутреннем рынка нам нужно изыскать дополнительное вино для экспортных операций. Поэтому экспортные поставки по понятным причинам не могут быть масштабными», — отмечает Алексей Плотников.

Впрочем, по мнению Серафима Мелентьева, у российской винодельческой отрасли сейчас отсутствует серьезный экспортный потенциал, т.к. развитые рынки вина для России в силу политических причин закрыты надолго, а рынки т.н. дружественных стран, куда потенциально можно было бы экспортировать российское вино (Китай, Индия, отдельные страны ЮВА и Африки), требуют разработки продукта специально для них, с учетом локальных особенностей вкусового восприятия, традиций, особенностей маркетинга и т.д.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Промышленность, 21 мая 21:20
Глава правительства задал векторы цифровизации
Бизнес по сдаче в аренду недвижимости и техники готовится к сокращению на 20%
Пустые вагоны мешают движению полных
Компания развивает импортозамещение в машиностроении
Свежие материалы
Власть и бизнес обсудили выбор между рецессией и инфляцией
Экономика,
Что происходило на инвестиционном форуме «Россия зовет!»
Второе Солнце зажгут в 2034 году
Наука,
Запуск термоядерного реактора тормозит европейская бюрократия
Деловая активность еврозоны обвалилась после стагнации
В мире,
Композитный PMI оказался на минимальной отметке за 10 месяцев