Интервью

Две в одной

Как телезвезда превращается в монстра

Две в одной
Кадр из фильма «Субстанция»/Кинопоиск
«Субстанция» напоминает художественную акцию, неподдающуюся истолкованию. Борьба со стандартами телесной красоты, сексизмом, гендерным неравенством приобрела столь уродливую форму, что впору становиться сторонниками этих явлений. Впрочем, жюри Каннского фестиваля считает иначе.

По замыслу создательницы фильма Корали Фаржа, обе исполнительницы главной роли — и 61-летняя Деми Мур и 29-летняя Маргарет Куолли — это одна и та же женщина только в разные периоды своей жизни. Логика сюжета подсказывает, что у них одно сознание на двоих и оно поочередно включается то в одном, то в другом теле. Как раз для процедуры переключения сознания из одного тела в другое им необходимо полностью обнажиться, что они и делают неоднократно в течение фильма.

Кадр из фильма «Субстанция»
Кадр из фильма «Субстанция»/Кинопоиск

Деми Мур играет ведущую фитнес-шоу Элизабет Спаркл. В пятьдесят лет она была уволена, и это ее сильно опечалило. Ей предлагают сыворотку, которая позволит появиться на свет ее более ранней версии. Элизабет Спаркл соглашается. Она принимает сыворотку, и из ее тела рождается другая женщина. Та буквально разрывает кожу на ее спине и вылезает из тела. Здесь авторы не гонятся за правдоподобием, надеясь, что зрители легко поверят в то, что внутри одной женщины может поместиться другая взрослая женщина.

Кадр из фильма «Субстанция»
Кадр из фильма «Субстанция»/Кинопоиск

Автор сценария «Субстанции» и режиссер фильма француженка Корали Фаржа придумала, возможно, самый наглядный способ объяснить подрастающему поколению, что старость неизбежна и что к своему телу надо относиться с уважением — в любом возрасте человек желает выглядеть привлекательно. Одновременно она протестует против того, чтобы мужчины навязывали женщинам стандарты телесной красоты. В фильме нет ни одного положительного мужского образа. Одного из них играет Деннис Куэйд. Как раз его персонаж заправляет телевизионным шоу и решает, кому быть звездой, а кому нет. Это стереотипный образ голливудского продюсера. Он немолод, он курит, он неприятен, но по каким-то неведомым причинам обладает властью над человеческими судьбами.

Кадр из фильма «Субстанция»
Кадр из фильма «Субстанция»/Кинопоиск

По сюжету Элизабет Спаркл и ее молодая версия Сью вступают в конфликт. Сью не желает возвращаться в старое тело, которое к тому же становится всё более уродливым. Изначальная Элизабет Спаркл, в свою очередь, начинает воспринимать Сью как враждебное существо, которое заставляет ее страдать. Конфликт между ними усиливается и перерастает в схватку. И чтобы его разрешить, Корали Фаржа не придумывает ничего лучше, как ввести в качестве действующего лица еще одно порождение Элизабет Спаркл. На этот раз оно вылезает из тела Сью. Всё, что происходит дальше, напоминает дурной сон. В нем нет никакой логики. Возможно, что этот финал был бы вполне допустим, если бы фильм был хотя бы в два раза короче. Но Корали Фаржа ни в чем себе не отказывает. Итог — награда на фестивале в Каннах за сценарий.

Каннский кинофестиваль
Кадр: Valery HACHE/AFP

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Культура, 18 янв 11:00
«Плохая девочка» — любовная история топ-менеджера, которая жаждет подчиняться
Культура, 29 дек 10:35
Байопик Робби Уильямса, где он предстает в образе шимпанзе
Культура, 21 дек 15:53
Рождественский фильм как мольба о чуде
Свежие материалы
Как требования ЦБ к IPO повлияют на рынок
Финансы,
Банк России отправил эмитентам рекомендации по подготовке размещений
Что будет с финансовыми рынками при Трампе
Финансы,
Американские фондовые индексы выросли, Китай и нефть дешевеют
Новые санкции против России не помешали ее внешней торговле
Экономика,
Сальдо счета текущих операций РФ в 2024 г. выросло