У названия спектакля «Солнце Ландау» есть подзаголовок — «Вспышки памяти». Точка отсчета, от которой ведется жизнь сценического персонажа по имени Лев Ландау, — автокатастрофа, случившаяся в январе 1962 года, когда физик впал в кому, и находился в ней почти 2 месяца. Режиссер-постановщик спектакля Анатолий Шульев вместе со сценографом Максимом Обрезковым ведет своего героя по лабиринтам памяти, перемещаясь то в один эпизод его жизни, то в другой. Лев Ландау собирает свое сознание по крупицам, что снова стать тем, кем он был, — гениальным физиком и неординарным человеком.
Повествование начинается с детства: зритель видит на сцене семью, в который ребёнок сопротивляется выбору, навязанному родителями, — они заставляют его заниматься музыкой. Уже тогда он осознает свое предназначение и прилагает все силы, чтобы встать на тот путь, который приведет к реализации заложенного в нем потенциала. Вспышка памяти, и зритель видит уже не ребенка, но еще не совсем взрослого Льва Ландау на конференции в Берлине, где он демонстрирует, что разбирается в физике ничуть не хуже всемирно признанных авторитетов. Еще одна вспышка, и мы видим его, встречающего будущую жену Кору, которой он пытается объяснить свой неординарный подход к браку.

Льва Ландау во всех возрастах играет Павел Попов. По его словам, сначала он хотел грим, который сделал бы его внешне похожим на его героя. Но в ходе репетиций стало понятно, что в этом нет необходимости. Единственная характерная черта, которую Павел Попов нашел в ходе репетиций — надменность его персонажа по отношению к окружающим. Общаясь с журналистами, актер рассказал: «Подготовка была масштабная. Мне кажется, я так никогда не готовился к роли. Анатолий Шульев всегда интересовался физикой. Он очень подкован в этой области, и очень много подсказывал. В этом спектакле мы хотели рассказать о физике не напрямую, а через театральные решения, через какую-то более понятную игровую структуру. Например, у нас есть фрагмент, где мы пишем учебник и разыгрываем это как пантомиму. Ландау — абсолютный гений. Это совершенно точно. Он неординарный человек. Он называл своей самой выдающейся теорией теорию счастья, которая включала в себя работу, любовь и общение с людьми. У него был вольный союз с женой, предусматривавший равноправие в паре. Не знаю, насколько это правильно, но не нам судить этого человека».

Режиссер спектакля Анатолий Шульев, рассказал журналистам, что с 12 лет мечтал стать физиком, и с тех пор наука для него — параллельная реальность: «Я пошел в режиссуру, но физика всегда меня сопровождала: я следил за открытиями в этой сфере. Мне всегда казалось, что физика и театр — плохо сочетаемые вещи, но этим летом я подумал, что стоит рискнуть и свести их вместе. С определённого момента вселенная начала со мной играть в игру: я считывал эти знаки. Например, во Владикавказе, на Вахтанговском фестивале „Путь домой“ я сказал руководству театра, что у меня есть такая идея. На этом вечере были драматурги, которые услышали наш разговор и спросили: „Можно, мы поучаствуем?“ Я сказал: „Да, можно. Сейчас мы ищем фигуру ученого“. Они говорят: „Вот есть такой интересный человек Ландау“. Я перебирал фигуры физиков, но Ландау мне еще не попадался. Но стоило мне заглянуть в его биографию, как на неделю провалился в это чтение. И я понял, что хочу делать эту историю. Его жизнь показалась мне драматургичной, очень театральной. Ландау был человеком очень сложным. Но сердцевина в нем была очень солнечная, светлая. На той самой лекции в Берлине, отчасти выдуманной, отчасти реально существующей, он предрёк существование нейтронных звезд, хотя в тот момент еще никто не понимал, что это такое. По большому счету он и стал этой нейтронной звездой, которые используются в астрономии как маяки, по которым измеряются расстояния в космосе. Такие гении, как Моцарт, Пушкин, Ландау — это люди, по которым мы ориентируемся. Они светят нам, и мы выстраиваем свою систему координат, отталкиваясь от тех, что были заданы ими».

Для актрисы Юлии Рутберг (в спектакле она играет мать Льва Ландау) главный герой спектакля — человек эпохи Возрождения: «Ландау — Леонардо да Винчи XX века, — сказала она в разговоре с журналистами. — У него, естественно, как у любого гения, есть кошмары, — жить с ним невозможно. Он доставляет всем колоссальное количество неприятностей. Но если мы сегодня говорим о „Солнце Ландау“, то „хвост кометы Галлея“, который он оставил для человечества, невероятен. Поэтому к черту подробности, которые люди хотят о нем узнать! Нам очень важен сложносочинённый гениальный человек».

Лев Ландау действительно неординарный персонаж в мировой науке с судьбой, наполненной драматическими событиями. Он уже стал кинематографическим персонажем, но на театральной сцене появляется впервые. Ландау удалось сочетать научную гениальность с нестандартным поведением в социуме, который он рассчитывал преобразить так же, как он это сделал с теоретической физикой. Его «теория счастья» не обрела последователей и сейчас почти забыта. Спустя более чем полвека после его смерти, когда человечество ищет ту самую формулу счастья, пример Ландау, пытавшегося ее вывести, когда это еще не было так модно, может, и позволит ответить на самые насущные вопросы.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag