Интервью

Кандинский, будьте моим мужем

История адюльтера выдающегося художника

Кандинский, будьте моим мужем
Кадр: фильм «Кандинский и его муза»/CCC Cinema und Television
Отношения Василия Кандинского с Габриеле Мюнтер пришлись на период его становления как художника. Они встретились, когда ему было 36, а ей 25. Они сближаются, но с женой Кандинский разведется только много лет спустя, а на Габриеле Мюнтер так и не женится. Их отношения продлятся двенадцать лет — до начала Первой мировой войны, вынудившей Кандинского вернуться в Россию.

«Кандинский и его муза» Маркуса Розенмюллера выводит Габриеле Мюнтер из тени знаменитого русского художника. Авторы фильма делают акцент на ее роли в создании творческого союза «Синий всадник», совершившего революционный прорыв живописи в область абстракции, и показывают ее как полноправного участника объединения. При этом не преуменьшая ее роль в его распаде. С экрана из уст Кандинского звучат обвинения в адрес Габриеле Мюнтер в том, что именно она стала причиной прекращения деятельности «Синего всадника».

Для Кандинского разлука автоматически означает разрыв отношений. Габриеле Мюнтер продолжает верить в то, что однажды они возобновятся. В какой-то момент желание вернуть Кандинского становится для нее манией. Она пишет ему письма, ищет с ним встречи, отказывает вернуть через посредника вещи и картины, внушает себе, что без Кандинского ее художественный дар ослабел.

«Кандинский и его муза»
Кадр: фильм «Кандинский и его муза»/CCC Cinema und Television

Героине фильма удается избавиться от этого наваждения. Она снова берется за кисти и краски. И всё же в историю живописи Габриеле Мюнтер вошла в первую очередь как единомышленница Кандинского и хранительница его картин, написанных в период «Синего всадника». Она смогла уберечь их, даже когда в Германии наступил период борьбы с «дегенеративным искусством», а Кандинский оказался записан в число его представителей. Работы художника среди прочих попали на выставку 1937 г., призванную продемонстрировать немцам образцы «загнивающей» модернисткой культуры.

«Кандинский и его муза»
Кадр: фильм «Кандинский и его муза»/CCC Cinema und Television

Любопытно, что в этот же период в Германии спасаются работы еще одного прародителя беспредметного искусства — Казимира Малевича. В отличие от Кандинского и своего ближайшего соратника Марка Шагала, навсегда покинувших Россию в начале двадцатых годов, он предпочел остаться на родине, где его самого и его творчество ждал долгий период забвения. И только вывезенные в конце двадцатых годов им самим на выставку в Германию около ста работ разошлись по мировым коллекциям, что и позволило ему после смерти встать в один ряд с другими авангардистами — выходцами из России.

Судьба Кандинского оказалась куда более благополучной. Он выехал из Германии, как только там начались гонения на современное искусство, и умер гражданином Франции в 1944 г. Габриеле Мюнтер пережила его на восемнадцать лет. Они так и не встречались после 1916 г. — слишком болезненным оказался их разрыв. Весь фильм Маркуса Розенмюллера — развернутое пояснение, почему он оказался именно таким. Габриеле Мюнтер готова принести свою жизнь в жертву во славу Василия Кандинского, но не готова делить его с кем бы то ни было, даже с его соратниками по «Синему всаднику».

Портрет Василия Кандинского, написанный Габриеле Мюнтер и портрет Габриеле Мюнтер, написанный Кандинским
Портрет Василия Кандинского, написанный Габриеле Мюнтер и портрет Габриеле Мюнтер, написанный Кандинским. Изображение: Public Domain

Отношения с гением наполнены противоречиями. И источником этих противоречий является и сама Габриеле Мюнтер в том числе. Авторы фильма не пытаются изображать ее жертвой. Они рассказывают о судьбе человека, попавшего в эпицентр истории мировой культуры и сумевшего оказаться небесполезным для ее хода. Попутно из фильма можно узнать о жизни Василия Кандинского в Германии и об абстракционистах тех лет — редчайших гостях в художественном кино. Что касается самого Кандинского, возможно, это первый опыт создания его кинематографического образа, во всяком случае в качестве одного из главных героев повествования.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Культура, 22 мар 19:43
В прокат вышел фильм «Шоугерл» с секс-символом 1990-х годов
Культура, 20 мар 20:40
Иван Китаев снял еще один сериал об измене
Культура, 15 мар 12:46
Ушла из жизни автор музыки к мультфильму «Маугли» и фильму «Чучело»
Культура, 15 мар 10:33
«Нэчжа побеждает Царя драконов» заработал уже $2 млрд
Свежие материалы
Вернет ли новая глава МОК Россию на Олимпийские игры
Мнения,
Появился шанс на диалог с мировым олимпийским движением
Не стареет душой Памела Андерсон
Культура,
В прокат вышел фильм «Шоугерл» с секс-символом 1990-х годов
«Александра Вучича может спасти только чудо»
Мнения,
Почему возможная смена президента Сербии невыгодна для России