«Кандинский и его муза» Маркуса Розенмюллера выводит Габриеле Мюнтер из тени знаменитого русского художника. Авторы фильма делают акцент на ее роли в создании творческого союза «Синий всадник», совершившего революционный прорыв живописи в область абстракции, и показывают ее как полноправного участника объединения. При этом не преуменьшая ее роль в его распаде. С экрана из уст Кандинского звучат обвинения в адрес Габриеле Мюнтер в том, что именно она стала причиной прекращения деятельности «Синего всадника».
Для Кандинского разлука автоматически означает разрыв отношений. Габриеле Мюнтер продолжает верить в то, что однажды они возобновятся. В какой-то момент желание вернуть Кандинского становится для нее манией. Она пишет ему письма, ищет с ним встречи, отказывает вернуть через посредника вещи и картины, внушает себе, что без Кандинского ее художественный дар ослабел.
Героине фильма удается избавиться от этого наваждения. Она снова берется за кисти и краски. И всё же в историю живописи Габриеле Мюнтер вошла в первую очередь как единомышленница Кандинского и хранительница его картин, написанных в период «Синего всадника». Она смогла уберечь их, даже когда в Германии наступил период борьбы с «дегенеративным искусством», а Кандинский оказался записан в число его представителей. Работы художника среди прочих попали на выставку 1937 г., призванную продемонстрировать немцам образцы «загнивающей» модернисткой культуры.
Любопытно, что в этот же период в Германии спасаются работы еще одного прародителя беспредметного искусства — Казимира Малевича. В отличие от Кандинского и своего ближайшего соратника Марка Шагала, навсегда покинувших Россию в начале двадцатых годов, он предпочел остаться на родине, где его самого и его творчество ждал долгий период забвения. И только вывезенные в конце двадцатых годов им самим на выставку в Германию около ста работ разошлись по мировым коллекциям, что и позволило ему после смерти встать в один ряд с другими авангардистами — выходцами из России.
Судьба Кандинского оказалась куда более благополучной. Он выехал из Германии, как только там начались гонения на современное искусство, и умер гражданином Франции в 1944 г. Габриеле Мюнтер пережила его на восемнадцать лет. Они так и не встречались после 1916 г. — слишком болезненным оказался их разрыв. Весь фильм Маркуса Розенмюллера — развернутое пояснение, почему он оказался именно таким. Габриеле Мюнтер готова принести свою жизнь в жертву во славу Василия Кандинского, но не готова делить его с кем бы то ни было, даже с его соратниками по «Синему всаднику».
Отношения с гением наполнены противоречиями. И источником этих противоречий является и сама Габриеле Мюнтер в том числе. Авторы фильма не пытаются изображать ее жертвой. Они рассказывают о судьбе человека, попавшего в эпицентр истории мировой культуры и сумевшего оказаться небесполезным для ее хода. Попутно из фильма можно узнать о жизни Василия Кандинского в Германии и об абстракционистах тех лет — редчайших гостях в художественном кино. Что касается самого Кандинского, возможно, это первый опыт создания его кинематографического образа, во всяком случае в качестве одного из главных героев повествования.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag