В мировой, а главное, и в российской практике ужесточения миграционного законодательства не всегда давали желаемый эффект. И в нынешнем случае законодатель пошел путем ужесточения, вместо того чтобы попытаться преодолеть или снизить влияние причин возникновения многих из описанных ситуаций.
Инициатива в части ужесточения наказания за организацию незаконной миграции говорит лишь о неэффективности ранее принятых в этом направлении мер. Остановлюсь только на миграционном учете, так как с ним чаще всего ассоциируется организация незаконной миграции. Если кто-то помогает иностранцу зарегистрироваться, но фактически человек по этому адресу не живет, это уже повод для возбуждения уголовного дела. Законодатель снова пытается «запугивать» участников этой процедуры, вместо того чтобы принять меры по ослаблению действия основных причин этого явления. Главная из них — отсутствие в необходимом объеме и доступного по цене арендного (возможно, муниципального или государственного, типа общежитий) жилья, где мигрант мог бы зарегистрироваться и легально проживать; вторая причина — нежелание арендодателей, предоставляющих за плату жилье мигрантам, ставить их на миграционный учет.
Проблема жилья для мигрантов существовала всегда, в особенности в крупных городах, где временно пребывающих мигрантов больше всего. Неразвитый рынок доступного — в смысле его наличия и уровня оплаты — муниципального или коммерческого арендного жилья создают «узкое место» в системе миграционного учета. Эта проблема усугубляется отсутствием у лиц, которые предоставляют мигрантам жилье, культуры цивилизованной сдачи в наем жилого помещения с уплатой подоходного налога и уведомлением органов по вопросам миграции о прибытии иностранного гражданина к месту пребывания. Видимо, законодатель считает эти проблемы нерешаемыми, поэтому проще ввести новые, еще более сильные наказания на такие правонарушения.
Придание криминального статуса такой ситуации произошло в 2013 г., но, если есть потребность еще больше ужесточить силу наказания, можно сделать вывод, что мера неэффективна. Огромное количество проверочных мероприятий дает весьма скромный результат. Число выявленных нарушений на 1000 проверок варьирует от 3 до 7. Хотя нам не известен характер нарушений, в сфере регистрационного учета они, вероятно, имеют административный, а не криминальный характер и вряд ли представляют угрозу общественной безопасности.
Относительно блокировки сайтов — главное, не заблокировать сайты добросовестных юридических фирм, которые оказывают консультационные услуги иностранцам (и не только) в части миграционного права. Во всем мире такие фирмы работают, востребованы и приносят пользу. Заведомо полагать, что они предлагают услуги по незаконному получению документов и статусов, неправильно.
Что касается посреднических организаций по приему экзамена у мигрантов и выдаче сертификатов — конечно, надо, чтобы всё было по закону. Но введенное в 2015 г. требование всеобщего тестирования мне кажется избыточным: русский нужен в разном объеме в зависимости от сферы работы трудового мигранта, наличия необходимости общаться с российским населением и прочих факторов. Например, сезонным сельхозработникам русский, как мне кажется, не столь сильно и нужен. Но это предположение.
Особенно требование знания русского языка всеми трудовыми мигрантами уязвимо в свете развивающейся в последнее время риторики привлечения вместо мигрантов из Центральной Азии мигрантов из Индии и Африки.
Поток мигрантов и без того немного ослаб. Выраженная антииммигрантская риторика политиков и СМИ мало способствует росту привлекательности России. Мне представляется, что без всестороннего подхода к решению проблемы, при выборе только инструментов усиления наказания меры могут иметь ограниченный эффект. К тому же, если увеличится поток выдворяемых из России лиц, не совершивших по-настоящему серьезных правонарушений, при возможном уменьшении количества прибывающих в страну временных трудовых мигрантов, наши проблемы на рынке труда станут еще более болезненными. Кроме поправок, о которых мы говорим, в последнее время многие регионы начали ограничивать долю иностранцев в отдельных видах занятости, причем эти ограничения не обоснованы экономически.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag