Интервью

Правительство расставляет шашечки

По каким критериям будут отбирать автомобили для такси

Правительство расставляет шашечки
Фото: Сергей Карпухин/ТАСС
Ко второму чтению проекта закона о локализации автомобилей в такси подготовлена новая версия регулирования, выяснил «Эксперт». С 1 октября 2025 г. в реестр смогут попасть не все машины. Правительство выделило 3 условия, на основании которых авто будет допущено к работе в такси. Участники отрасли пугают повышением цен на 25–50%. 

Что предлагает государство

Как следует из версии проекта закона о локализации в такси, подготовленной ко второму чтению в Госдуме (текст в распоряжении «Эксперта»), предполагается целых 3 варианта, в соответствии с которыми автомобиль может попасть на работу в такси, начиная с 1 октября 2025 года:

  • 1. Транспортное средство должно соответствовать совокупному количеству баллов за выполнение (освоение) технологических операций на территории РФ (определяется в постановлении правительства № 719), установленному для целей закупок продукции автомобилестроения для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Таким образом, в такси смогут попасть те же автомобили, которые государство закупает на госзакупках. До конца 2026 г. планка по баллам для участия в госзакупках составляет 3200 баллов для легкового транспорта. Такое количество баллов в России сейчас набирают только модели «АвтоВАЗа» — Lada Vesta, Lada Granta, Lada Largus и Lada Aura.

  • 2. Автомобиль должен быть произведен в рамках специнвестконтрактов (СПИК) с Минпромторгом, заключенных с 1 марта 2022 г. по март 2025 г., либо в рамках СПИК, в который с 2022 по 2025 гг. вносились изменения, «предусматривающие привлечение организации для производства таких транспортных средств, которая ранее являлась инвестором или привлеченным лицом по СПИКу, заключенному до марта 2022 года». Как ранее сообщалось, такая правка была сформулирована администрацией президента. Как рассказал источник «Эксперта» в Минтрансе, основным лоббистом этой нормы был «Москвич», чьи автомобили пока недобирают баллы для госзакупок, но им нужен новый рынок сбыта. Кроме того, по этой норме в такси смогут попасть и электромобили, и гибриды Evolute, собираемые в Липецкой области на заводе «Моторинвеста». В пресс-службе «Моторинвеста» «Эксперту» подтвердили, что все их электрические модели и модели марки Voyah подходят для такси, так как выпускаются по СПИКу. Там также отметили, что уже развивают сотрудничество с таксопарками. Автопроизводитель сообщил, что среди его крупных партнеров — нижегородское ООО АТП «Друзья», крупнейший оператор электромобилей в российском сегменте такси, и московский сервис «Экотакси». По словам представителя компании, ставка делается на курортные города Северо-Кавказского федерального округа, «где спрос на электромобили растет благодаря преобладанию частного сектора»: «В частных домах водители заряжают автомобили от обычных бытовых розеток на 220В, что позволяет выбирать наиболее удобное время для зарядки, например, ночь».

  • 3. Наконец, в такси смогут попасть автомобили, произведенные в рамках СПИКа, заключенного после марта 2025 г., «по которому правительством согласовано производство автомобилей, допускаемых к использованию в качестве легкового такси».

С января 2033 г. сохранится только требование по уровню локализации в баллах (первый пункт требований), следует из текста законопроекта, с которым ознакомился «Эксперт». Кроме того, новые нормы не будут распространяться на машины, которые включены в региональные реестры автомобилей такси до октября 2025 г. 

В пресс-службе Минпромторга не прокомментировали новые требования к моменту публикации этого материала. В пресс-службе Минтранса также отказались от комментариев. 

Как реагирует отрасль

Согласно принятому в первом чтении в январе 2024 г. тексту законопроекта, предполагалось, что требования к уровню локализации машин такси будут формулировать субъекты РФ, «исходя из региональных особенностей и структуры парка транспортных средств» в каждом регионе. Из новой версии проекта региональная специфика пропала совсем. О необходимости учитывать ее ранее говорили эксперты РСПП, оценивая еще первую версию законопроекта. Кроме этого, РСПП беспокоила ситуация с самозанятыми в такси, которых насчитывается не менее 25 тыс. человек (по данным ФГИС «Такси» на август 2024 г). «Многие самозанятые водители не смогут позволить себе приобрести новые машины, соответствующие требованиям локализации. Это может привести к значительному сокращению числа самозанятых, а также к росту цен на услуги перевозки», — предупреждали в союзе и просили отложить принятие новых норм до тех пор, пока не увеличится предложение автомобилей на рынке. 

«Новая версия законопроекта о локализации сделает работу в такси невозможной для десятков тысяч самозанятых водителей, выполняющих заказы на личных автомобилях. Особенно критичной ситуация будет в Сибири и на Дальнем Востоке, где работы в такси могут лишиться 70–90% водителей», – оценивает новый проект представитель «Яндекс Такси» Дарья Чебакова. Это может усугубить дефицит кадров в отрасли такси, что в свою очередь повлияет на рост цен – после 1 октября 2025 г., когда закон вступит в силу, они могут вырасти на 25–27%, а в ряде городов – на 40–50%, прогнозируют в компании и предлагают вернуться к одной из предыдущих итераций проекта, в которой самозанятые водители и ИП освобождаются от требований по локализации. «Кроме того, считаем целесообразным отложить вступление в силу закона до 1 октября 2026 года, чтобы отрасль имела возможность адаптироваться к новым требованиям», — предлагает агрегатор. 

Не учтено было и предложение Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) распространить возможность доступа к обновлению таксопарков для автомобилей с уровнем локализации не менее 1500 баллов. Такому критерию, например, соответствуют машины Solaris, выпускаемые на бывшем заводе Hyundai в Петербурге, или Haval, выпускаемые в Тульской области. Эта мера, как считает председатель комитета автопроизводителей АЕБ и гендиректор завода AGR Алексей Калицев, наоборот, призвана предотвратить кризис в отрасли автопроизводств. Автомобильный рынок России падает второй месяц подряд: первый квартал текущего года ознаменовался сокращением рынка новых автомобилей и легкой коммерческой техники. За последние 10 лет хуже в процентном отношении результаты марта были только в 2022 г. (-59%), а первого квартала — в 2015 г. (-36%). Продажи в марте сократились на 45% к марту 2024 г., до 82,7 тыс. машин. При этом, как сообщали «Ведомости» на прошлой неделе, даже для получения полной компенсации утильсбора локальным автозаводам хотят ввести на 2025 г. планку по локализации в 1500 баллов, а не в 3200 баллов, как для доступа к рынку такси. 

В открытом обращении Международного Евразийского форума «Такси» (МЕФТ) к фракциям политических партий Госдумы (копия письма также имеется в распоряжении «Эксперта») говорится о «явном несоответствии доработанного законопроекта декларируемым целям регулирования». Среди целей проекта — увеличить спрос на продукцию отечественного автопрома за счет таксистов, а также «защитить рынок такси от санкционного влияния». Фактически же в России не существует единой модели бизнеса такси – в крупных городах сохраняются таксопарки, закупающие автомобили в лизинг, а вся остальная страна – малые города и сельские поселения – функционирует за счет привлечения водителей с личными автомобилями для выполнения заказов цифровых платформ (самозанятые водители). «Системное обновление автомобилей такси для второй бизнес-модели экономически нецелесообразно», — подчеркивается в обращении. Кроме того, в линейке отечественных производителей сегодня полностью отсутствуют автомобили, адаптированные специально для такси, нет даже обязательств по разработке такой специальной платформы, говорится в обращении МЕФТ к депутатам. 

«Такси — это большой и стабильный спрос на автомобили, поэтому стремление государства стимулировать спрос на отечественную продукцию в этой сфере понятно. Назвал бы я это ручным управлением? В целом, это логично», — говорит директор департамента консалтинга SBS Consulting Дмитрий Бабанский. Наличие стабильного и предсказуемого спроса — это как раз основной фактор инвестиционной привлекательности отрасли автопроизводства, отвечает эксперт на вопрос об отсутствии новой политики инвестрежимов для самого автопрома. Сформулировать эту политику Минпромторг обещает до конца апреля. Что касается предложения АЕБ опустить планку по «входу в такси» для машин с локализацией 1500 баллов, Бабанский считает, что эта мера не будет работать: «Как показала практика, для таких направлений регулирование должно быть жестче». 

«Эксперт» обратился за комментариями в пресс-службу АГР, «Автотора», но комментариев не получил. 

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Общество, 16 апр 20:55
Салонам без медицинской лицензии могут запретить делать татуировки
Общество, 12 мар 19:45
Госдуме предложили запретить рекламу услуг тарологов, астрологов, нумерологов и даже нутрициологов
Общество, 24 янв 17:50
Дума приняла поправки, позволяющие использовать произведения о Великой Отечественной войне
Общество, 18 дек 15:35
План по реализации послания президента РФ выполнен на 84,3%
Свежие материалы
Физика на сцене
В театре Вахтангова состоялась премьера спектакля о Льве Ландау
Пушкам нужны деньги
В мире,
В ЕС обнаружился кассовый разрыв между планами перевооружения и доступными ресурсами
Инвесторы затаили желания
Финансы,
Рынок акций ждет снижения ключевой ставки