Нацпроект для беспилотников
На открытии сессии модератор и генеральный директор Агентства технологического развития (АТР) Владимир Пастухов отметил, что несмотря на свою молодость, отрасль беспилотной авиации в России уже насчитывает около 100–120 малых и 20–30 средних и крупных компаний. Внимание к этой теме потребовало и создания отдельного структурного подразделения в Министерстве промышленности и торговли. «Мы прекрасно понимаем, что беспилотники — это не авиация, не микроэлектроника и не IT», — отметил Пастухов. Он напомнил, как на прошлом «Иннопроме» обсуждались концептуальные подходы к профильному нацпроекту, который был успешно защищен чуть позже в октябре у премьер-министра Михаила Мишустина. Теперь пора подвести и первые итоги.
Сейчас в нацпроект «Беспилотные авиационные системы» входят 5 федеральных проектов: развитие инфраструктуры, кадры для БАС, перспективные технологии, стимулирование спроса, производства самих БАС и комплектующих. Ожидается, что скоро в нацпроект будет добавлен и проект по производству средств борьбы с беспилотниками.
По данным начальника управления беспилотных систем и робототехники Минпромторга Алексея Сердюка, с 2017 года отрасль демонстрирует впечатляющий рост — более 30%, однако все еще значительно отстает от стран Азии и Северной Америки. По мнению Сердюка, «этот вызов технологическому лидерству должен трансформироваться в возможности развития». «Мы имеем пул задач в области локализации, достижения продуктового и технологического суверенитета», — обозначал Алексей Сердюк планы на будущее. По экономической модели министерство считает, что в гражданском секторе рынок смещается от покупки беспилотников к приобретению услуг. Эта гипотеза Минпромторга подтверждается и ростом количества субъектов БАС за последние полтора года, который произошел преимущественно за счет профессиональных эксплуатантов операторов-авиакомпаний.
Кто помогает взлететь
Одной из основных проблем отрасли является низкий уровень производственной и технологической кооперации. В числе главных отраслевых рисков эксперты называют «закрытое небо» и не до конца проработанные экономические модели применения БАС.
Однако по первому вопросу возможны неожиданные подвижки из смежных сфер. На промышленную кооперацию влияет и то, что что 80% производителей БАС — это компании, которые имеют «двойное назначение», т.е. военное. «Все понимают, насколько близки между собой темы пилотной авиации, робототехники в целом и средств радиоэлектронной разведки и радиоэлектронной борьбы. Их участники нас крепко поддерживают в части электронной компонентной базы, приборостроения», — отметил Сердюк.
Поддерживают сектор БАС и академическая сфера, которая помогает не только теорией, но и реализацией и внедрением НИОКР. По словам Сердюка, сегодня всеми необходимыми комплектующими обеспечивают Федеральный центр беспилотных авиационных систем (БАС) и МГТУ им. Баумана.
Директор центра компетенций беспилотных авиационных систем МГТУ им. Н.Э. Баумана Алесь Логинов рассказал о создании нового каталога отечественных комплектующих, включающий около 150 наименований и всю информацию о стоимости, составе, уровне локализации и результатах тестирования. Эта база данных дает возможность поиска и по различным компонентам и характеристикам систем, например, таким, как силовые установки, наземное оборудование и бортовое (БРЭО). Одновременно с созданием каталога ученые-инженеры вели активную работу по импортозамещению таких критических компонентов БАС, как двигатели и системы управления. По словам Логинова, все это в итоге поможет в разработке российской серийной продукции полного цикла. Пока что полностью из отечественных комплектующих возможно производить простые БПЛА — FPV-дроны.
Обсуждали на сессии и вопросы будущих разработок, и подготовки специалистов. Директор центра содействию развития научно-исследовательской повестки в области перспективных технологий беспилотных авиационных систем МФТИ Александр Повалко рассказал о результатах первого конкурса БАС, на котором было представлено 30 заявок и утверждено 70 технических заданий по девяти направлениям. Это радиосвязь, система связи, система радиолокации, техническое зрение, источники энергии т.д. МФТИ явно не планирует уступать легендарной «Бауманке». В ближайших планах Физтеха — усилить участие в федеральных проектах, включая «Перспективные технологии для беспилотников», направленном на обучение специалистов и подготовку кадров для отрасли. Цели стоят амбициозные, под стать отрасли — подготовить к 2030 г. не менее 1 млн специалистов новой сферы БАС. В середине июня стало известно, что именно Физтех взял на себя функции проектного офиса.
Кстати, решение кадрового вопроса не только помогает развитию самой отрасли, но и отвечает на общественный запрос. Как показали проведенные опросы, развитие, производство и применение гражданских беспилотных систем поддерживается населением, так как это перспективное направление для рынка труда.
Сертификат для тяжелых дронов и беспилотники для Арктики
Однако несмотря на востребованность, перспективность и наличие финансирования, сложностей у производителей тоже хватает. Производители БЛА говорят, что их ключевые проблемы — это бюрократия в вопросах сертификации и экспериментального тестирования, что также влияет на возможность промышленного внедрения. Председатель консультативного совета «Эколибри», компании—разработчика электрических самолетов вертикального взлета и посадки, Алексей Рогозин обратил внимание экспертного сообщества на проблему сертификации тяжелых дронов. Если аппараты весом до 30 кг успешно сертифицируются, то у тяжелых мультироторных систем (аппаратов весом более 30 кг) есть проблемы с сертификацией и эксплуатацией. По словам Рогозина, сейчас в стране сертифицирован только один такой аппарат.
Мнение Рогозина подтверждает и директор центра компетенций аэрокосмических технологий холдинга «Т1 Интеграция» Константин Шадрин, чья компания имеет собственное конструкторское бюро, а три дрона сейчас находятся на стадии получения сертификатов. Однако процесс идет не быстро из-за большого количества согласований, что затрудняет тестирование и старт промышленного использования.
При этом спрос на беспилотники довольно высок, так как помогает решить текущие логистические проблемы в самых отдаленных уголках страны, особенно в арктических и дальневосточных районах.
Если говорить об Арктике, то с учетом ее особого значения для национальной экономики и сложных погодных условий, это уникальный регион для использования именно «беспилотников», так как эти аппараты могут вынести суровый местный климат и быть эффективными. В прошлом году Т1 объявляла о своем выходе на рынок БПЛА в качестве производителя и о создании специализированной логистической компании, которая станет оператором беспилотного флота в арктической зоне вместе с ГТЛК (Государственной транспортной логистической компании). Специально под эту совместную компанию готовился пакет документов, который бы разрешил эксплуатировать БПЛА с грузоподъемностью более 30 кг для воздушной перевозки грузов массой в диапазоне от 100 грамм до 1,5 тонн.
Бесшовное цифровое небо
Еще один шаг в развитии БПЛА — разработка концепции «бесшовного цифрового неба». По словам генерального директора АО «ГЛОНАСС» Алексея Райкевича, сейчас этот документ разрабатывается с участием ключевых отраслевых представителей.
В нем будут отражены две основные инициативы. Это использование государственной информсистемы «ЭРА-ГЛОНАСС» как основной инфраструктуры для мониторинга беспилотников по всей стране и создание экспериментального правового режима для апробации гибридных систем связи и высокоточной навигации. Райкевич считает, что внедрение обоих предложенных решений существенно изменит транспортную систему страны и приведет к более эффективным и экономически выгодным способам доставки грузов, особенно в отдаленные и труднодоступные регионы.
Пока что глава АО «ГЛОНАСС» оценивает рынок беспилотных авиаперевозок менее чем в 1% от всех способов доставки в стране. Однако возможности и варианты развития беспилотной логистики есть, включая всю нужную инфраструктуру.
Система «ЭРА-ГЛОНАСС» уже может отслеживать перемещения беспилотников, так как мониторит сотни тысяч транспортных средств по всей стране. По словам главы компании, информация о перемещении беспилотников уже передается в некоторые госорганы, а также фиксирует запросы от бизнеса.
Создание на базе уже имеющейся инфраструктуры «ЭРА-ГЛОНАСС» специальной цифровой платформы мониторинга беспилотных летательных аппаратов поможет снять действующие ограничения на эксплуатацию беспилотников в регионах, что повлияет на развитие рынка в целом. По мнению Райкевича, в результате через несколько лет могут появиться «сотни тысяч, а может, и миллионы таких объектов».
Концепция «бесшовного цифрового неба» проходит сейчас практическую апробацию. На этой неделе в Сахалинской области на площадке проектно-образовательного интенсива «Архипелаг 2024» стартовал ее стресс-тест, в котором принимают участие 150 компаний—эксплуатантов в области БПЛА, космоса, связи и навигации. Конечная цель этого мероприятия — проверка концепции цифрового неба как возможности массового применения и безопасной интеграции беспилотных воздушных судов в общее воздушное пространство.