«Государственных денег на всë не хватит»
На одном лишь госзаказе инфраструктуру городов не разовьешь, заявил партнер, руководитель практики инфраструктуры и ГЧП АО «Лучший выбор» Александр Долгов.
«Очевидно, что государственных денег, особенно в текущих условиях, не хватит на все проекты, которые необходимы для улучшения городской среды. А если мы ставим более амбициозные задачи, исходя из разработанных мастер-планов, то очевидно, что должны привлекаться деньги частных инвесторов, деньги финансирующих организаций и те механизмы, которые себя хорошо зарекомендовали, механизмы ГЧП, концессионных соглашений, должны даже более активно использоваться, чем раньше», — отметил он.
Заместитель директора департамента по работе с органами власти ГК «Росводоканал» Владислав Валуйский обратил внимание на то, что сегодня финансированию проектов ГЧП препятствуют макроэкономические факторы: «Это, конечно, высокая ключевая ставка, которая в обозримой перспективе останется достаточно высокой для большинства проектов будет проблема такую ставку вытянуть».
Один из сдерживающих развитие ГЧП факторов — стоимость заемного финансирования. О высокой ключевой ставке говорили практически все участники дискуссии. Впрочем, на среднесрочном горизонте ситуация может измениться. «Мы все же понимаем, что контракты и проекты, которые мы обсуждаем, — это не дело двух-трех дней. Поэтому в любом случае у нас есть надежда на снижение ключевой ставки, следовательно, и на снижение стоимости денег для участников реализации проекта», — отметил вице-президент «Газпромбанка» Кирилл Грачëв.
Он добавил, что на данном этапе в реализации проектов ГЧП и концессий действенной мерой поддержки может быть субсидирование процентной ставки со стороны государства.
Наряду с макроэкономическими, есть и другие вызовы. По словам Дениса Качкина, управляющего партнера консалтинговой компании «Качкин и партнеры», рынку ГЧП сегодня «не хватает понятных и единых правил».
«Я бы смотрел не столько в сторону изменения законодательства, хотя точно это необходимо продолжать делать, сколько в сторону принятия единой государственной политики в сфере государственно-частного партнерства. Мы помогали формировать законодательство о ГЧП в целом ряде стран, во всех странах СНГ, в ряде стран Восточной Европы. С учетом лучших международных практик эта работа начиналась с принятия такого документа, как государственная политика в сфере ГЧП», — отметил Денис Качкин.
В проектах ГЧП важно уделять внимание не только предпроектной проработке, но и логике инвестиционной фазы проекта, обратил внимание Кирилл Грачëв из «Газпромбанка».
«В логике действующего законодательства капгрант находится на казначейском сопровождении. Мы на данном этапе работаем по остальным проектам в логике госзаказа по направлению казначейско-банковского сопровождения. Есть идеи, чтобы и при реализации ГЧП-проектов данный механизм был задействован», — предложил он. В этом случае все расходные операции, как кредитные средства, так и капгрант, находятся в банке на сопровождении, не возникает задвоения при расходе денежных средств, обеспечивается полное обособление инвестиционного потока. Кроме того, вся информация о проводимых расходных операциях, соблюдении сроков и другая аналитика доступна всем участникам реализации проекта.
«Важен возврат инвестиций»
В сфере ГЧП очень важен вопрос возврата инвестиций, подчеркнул Владислав Валуйский из Росводоканала.
«Мы всегда приходим с деньгами фондов и организаций развития: ВЭБа, Фонда развития территорий. Соответственно, регион должен понимать, что эти деньги возвратные», — отметил Владислав Валуйский. Как он отметил, «уровень готовности к ГЧП регионов очень разный». Утверждать это ему позволяет география работы Росводоканала — от Тихого океана на Сахалине до Черного моря в Краснодарском крае. «Инфраструктура — это общая ответственность: и наша, и государства. Это всегда партнерство, всегда 50 на 50, и, соответственно, нам очень важна обратная связь от местных властей — те параметры, которые они хотят получить на выходе, когда зовут инвестора в регион», — подчеркнул он.
По его словам, в рамках ГЧП Росводоканалу приходится выходить за рамки ролей оператора системы водоснабжения и инвестора, он становится партнером региональных властей.
«Требуется время на то, чтобы инвестиции, которые мы с собой приносим, дали результат. Минимум 2–3 года, чтобы можно было показать результат и чтобы власти региона и его жители заметили изменения», — считает представитель Росводоканала.
ГЧП-проектам обеспечат комплексную экспертизу
Еще одно важное направление работы — независимая комплексная экспертиза проектов ГЧП. «У ВЭБа большой практический опыт реализации проектов ГЧП и концессии, в разных ролях. В рамках поручений президента правительству и ВЭБ.РФ мы видим свою миссию в повышении прозрачности рынка и эффективности инструментария ГЧП. Одним из важных направлений будет независимая экспертная оценка, на данном этапе речь о проектах от 3 млрд руб. Предварительно, по нашему прогнозу, речь об оценке порядка 80% от объема проектов ГЧП и концессий», — сообщил управляющий директор Блока управления рисками ВЭБ.РФ Александр Киревнин.
Работа, которую ВЭБ будет проводить по оценке проектов ГЧП, реализуется бесплатно. При этом для регионов заключения госкорпорации послужат дополнительным плюсом и обеспечат уверенность в том, что проекты соответствуют всем требованиям.
Перспективы развития рынка ГЧП и притока инвестиций участники отрасли оценивают довольно оптимистично. «Основное, что нужно, — инвестиционное финансирование. Когда оно появится, проекты пойдут, у нас очень большой отложенный спрос, накопленный за последние несколько лет. Поэтому нас ожидает значимый скачок в количестве и в объёме рынка», — сказал Александр Киревнин.
С такой оценкой согласился Александр Долгов из АО «Лучший выбор»: «Действительно, отложенный спрос огромный. Ряд проектов структурируются, готовится или уже подготовлены и просто ждут действительно более благоприятных условий финансирования».
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag