Интервью

«Черный пес» на окраине пустыни

Фильм, показывающий Китай с неожиданной стороны

«Черный пес» на окраине пустыни
Фото: The Seventh Art Pictures
В российский прокат выходит фильм о взаимоотношениях человека и собаки. Но куда большее любопытство вызывает фон, на котором развивается этот сюжет. «Черный пес» — скорее экзотическое кино, рассказывающее о необычном герое, ведь в каком еще фильме можно встретить китайца, вернувшегося из тюремного заключения.

Герой картины оказался в тюрьме еще в ХХ веке и вышел из нее 10 лет спустя — в 2008 г., в год проведения летних Олимпийских игр в Пекине. Зритель может только догадываться, что местность (городом ее не назовешь), где живет главный герой Лан, когда-то была многолюдной, но жители стали ее покидать: в кадре то и дело появляются опустевшие многоэтажки. Брошенные людьми собаки расплодились, объединились в стаи и одичали. Одна из собак особенно досаждает местным жителям. Ее приметы: черная шерсть и худоба. Объявления с призывами поймать этого пса то и дело звучат из развешанных на улице динамиков. Из них же звучит обещание, что в скором времени жизнь радикально изменится — здесь будут построены заводы.

«Черный пес»
Кадр: фильм «Черный пес»/The Seventh Art Pictures

Пес как один из персонажей — метафора, к которой прибегает автор фильма Гуань Ху (режиссер самого кассового китайского фильма 2020 г. «Восемь сотен»), чтобы рассказать о характере своего героя. Он был обвинен в убийстве, но произошло оно неумышленно. Это был несчастный случай, хотя Лан отчасти был к нему причастен. Тюрьма сделал его замкнутым и молчаливым, но в действительности он испытывает сострадание к отлавливаемым людьми собакам, в том числе к тому самому псу, встреча с которым поначалу не сулит ничего хорошего. Лан сам похож на этого пса — он не прощает обид, не живет внутри стаи и легко пренебрегает общими правилами. Чтобы сделать более выразительным романтический образ главного героя, режиссер снабжает его мотоциклом, и тот разъезжает на нем не где-нибудь, а по пустыне, что делает появление Лана в кадре особенно эффектным. Одновременно камера фиксирует первозданную природу, которой в скором будущем поглотят здания промышленных предприятий.

«Черный пес»
Кадр: фильм «Черный пес»/The Seventh Art Pictures

Лан вместе с отцом живет в доме, выглядящем скорее как автомобильный гараж в кооперативе советских времен: стоящие в ряд помещения разделены между собой стенами и закрыты одной на всех плоской крышей. С другой стороны у домов есть двор с хозяйственными постройками. Никаких архитектурных излишеств. Если развивать «собачью» метафору, то жилища людей немногим лучше тех, в которых живут собаки. Ночью они здесь спят, а днем перемещаются в производственные помещения. Из развлечений заезжий цирк, где можно посмотреть на мотоциклистов, гоняющих по стенам, и танец живота в исполнении циркачек. Автор конструирует депрессивную реальность, но это всего лишь испытание для главного героя. Ему надо разрешить все конфликты, которые тянутся за ним из прошлого: добиться прощения у родственников жертвы, выяснить отношения с находящимся при смерти отцом, и тогда у него появится шанс на новую жизнь.

«Черный пес»
Кадр: фильм «Черный пес»/The Seventh Art Pictures

Авторы фильма в титрах подчеркивают: ни одно животное при съемках не пострадало. Камера не фокусируется на сценах отлова собак или собачьих боев. На экране можно разглядеть только их фрагменты и то издалека. И все же авторы не скрывают жестокость событий в фильме по отношению к животным. Есть решение отловить всех собак, и все готовы легко поверить в то, что именно они мешают наступлению светлого будущего: стоит их устранить, и оно немедленно наступит. Социальный бунт главного героя заключается не только в том, что в отсутствие других видов заработка он отказывается отлавливать собак, так и еще и косвенно способствует тому, чтобы они плодились и размножались: попавший под его опеку пес обзаводится щенками. Не будучи китайцем, невозможно считать все аллюзии и смыслы, которые авторы «Черного пса» закладывали в свое повествование. И все же некоторые метафоры Гуань Ху можно расшифровать, спроецировав на них опыт проживания в любой из стран. Во всяком случае, жюри каннского «Особого взгляда» под председательством канадского режиссера Ксавье Долана это удалось.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Культура, 10 мая 11:00
Что покажут стриминговые платформы в честь 80-летия Победы
Культура, 10 мая 10:00
Евгений Марчелли поставил гоголевскую «Женитьбу»
Культура, 3 мая 11:00
Премия «Белый квадрат» объявила победителей
Культура, 26 апр 12:00
Программный директор ММКФ Иван Кудрявцев о прошедшем фестивале
Свежие материалы
Весеннее охлаждение экономики
Мнения,
Эксперты оценили степень замедления темпов роста в I квартале
Переговоры длились недолго
В мире,
Первая за три года встреча российской и украинской делегаций прошла в Стамбуле
Российский рынок оказался на американских горках
Финансы,
Акции упали, а затем резко выросли