Игра в добавленное время
Заставлять людей работать на несколько лет больше в расчете, что это сократит дефицит кадров на рынке труда и сэкономит средства в государственных пенсионных фондах, — игра, которая не стоит свеч. Согласно вычислениям, опубликованным в специальном докладе Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), повышение возраста выхода на пенсию добавляет в экономику лишь минимальную прибавку коэффициента трудового участия (КТУ). Расчеты, проведенные подразделением аналитики макроэкономики ОЭСР (OECD Macroeconomic Analysis Division), показывают, что эта прибавка в лучшем случае достигает всего три месяца при добавлении к пенсионному возрасту одного года.
В докладе «Есть ли смысл поднимать пенсионный возраст» продвигается интуитивно неочевидная гипотеза, что более эффективным решением проблем рынка труда в развитых странах было бы не повышение пенсионного возраста, а, напротив, его снижение.
По такому пути пошли в разное время Саудовская Аравия (где пенсионный возраст самый низкий в мире), Турция, Индонезия, Люксембург. Обращает внимание, что в некоторых странах фактический возраст выхода на пенсию превышает официальный: люди там стремятся работать «до последней капли крови», даже получив право на заслуженный отдых. В других же странах, наоборот, люди имеют возможность перестать работать еще до достижения официального пенсионного возраста.
Прирост КТУ при повышении пенсионного возраста на один год
Согласно данным ОЭСР, в странах, где человек имеет возможность «кастомизировать» (то есть размещать по своему усмотрению) свои пенсионные отчисления, у него больше возможности раньше выйти на пенсию. Так, многие частные фонды увеличивают процентную ставку для участников, перешагнувших официальный возрастной водораздел, — это поощряет граждан воздерживаться от раскупорки своего накопительного счета.
Опыт такого рода имеется в Австрии, Германии, Дании, Норвегии, Нидерландах, Финляндии, Италии, Испании, которые в ОЭСР приводят как пример для подражания (при этом признавая, что такая возможность зависит от возраста вступления граждан в экономическую активность, уровня развития технологий, размера пенсионных отчислений и прочих факторов).
В Китае и Чили государство полностью сняло с себя ответственность за содержание пенсионеров, делегировав полномочия в первом случае местным властям, во втором — самим гражданам. Наконец, по данным Международной организации труда (МОТ), в Ираке, Пакистане, Туркменистане и еще около десятка стран понятие пенсионного обеспечения (государственного или частного) отсутствует как таковое.
Пенсионеры в отказе
Повышая пенсионный возраст, правительства убивают одним выстрелом двух зайцев: увеличивают емкость рынка труда и снижают нагрузку на государственные пенсионные фонды, объяснил «Эксперту» профессор кафедры труда и социальной политики РАНХиГС Александр Щербаков: «Однако несопоставимо низкий уровень трудового участия предпенсионеров в экономике вызван причинами как субъективного, так и объективного характера. К первым относится то, что работодатели всё равно еще неохотно берут на работу пожилых людей, — хотя это предубеждение постепенно растворяется в силу реалий рынка труда. Куда большую роль играют объективные демографические факторы. Среди людей около 65 лет и старше по разным причинам нарастает нетрудоспособность: многие и хотели бы работать, но не могут. Именно в силу этих причин формальное увеличение количества работающих граждан не отражается линейно на числе людей, что-то вносящих в экономику».
Понятно, что 47-летний житель Саудовской Аравии или 52-летний турок может вести активную экономическую жизнь еще два десятилетия, в то время как достигший 67-летия израильтянин или норвежец подобного «запаса высоты» не имеет.
Пенсионный возраст (мужчины; ранжирование по официальному возрасту)
Снижение пенсионного возраста только тогда приносит позитивный эффект для экономики, когда одновременно вводятся ограничительные меры для доступа к пенсионным накоплениям, подчеркивает Александр Щербаков: «Да, относительно молодой пенсионер наверняка не собирается жить на одну пенсию, он в состоянии сам зарабатывать еще много лет и тем самым вносить свой вклад в национальный продукт. Но и отказываться от пенсии ему тоже смысла нет. Поэтому правительства многих стран тем или иным способом пытаются демотивировать пенсионеров получать пенсию. Где-то это достигается через увеличение привлекательности пенсионных накоплений, а где-то — ограничительными мерами: например, — как до недавнего времени в России, — заморозкой индексации пенсий для работающих пенсионеров».
В России, которая в ОЭСР не входит, работающих пенсионеров более 8 млн. Правительство РФ долгое время (с 2016 г.) не поощряло подобное совмещение, отказывая в индексации пенсий этой категории граждан. Только в минувшем июле президент Владимир Путин подписал закон о возобновлении индексаций с 2025 г.
Другой рекомендацией ОЭСР является снижение разрыва в возрасте выхода на пенсию между мужчинами и женщинами — так называемое повышение гомогенности пенсионной политики. Шаги в этом направлении предприняты в Бельгии, Португалии и Швейцарии, где в начале 2000-х гг. пенсионный возраст для женщин был повышен, в то время как для мужчин он остался неизменным. В Италии в 2012 г. был снижен пенсионный возраст отдельно для мужчин. Особняком стоят Аргентина, Эстония, Люксембург, Финляндия и Франция: там пенсионный возраст у женщин наступает позднее, чем у мужчин.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag