На крупнейшем авторынке Европы — в Германии продажи выросли на 6% год к году после падения на 7% в сентябре и почти на 28% в августе. В Испании рост составил 7,2%, причем ее рынок восстанавливается второй месяц подряд: в сентябре был отскок на 6,3% после августовского спада на 6,5%.
А вот во Франции (второй по размеру авторынок ЕС) продажи продолжают падать: −11,1% в октябре и сентябре после −24,3% в августе. В Италии динамика та же: − 9,1% в октябре, −10,7 в сентябре и −13,4% в августе.
Рынок Европы в целом (ЕС плюс Исландия, Норвегия, Швейцария и Великобритания) в октябре показал околонулевой рост в 0,1%, до 1,042 млн автомобилей, после падения на 4,2% в сентябре и на 16,5% в августе.
Отдельно в Великобритании продажи в октябре сократились на 6%, что стало максимальным спадом более чем за два года. В сентябре они росли на 1% после просадки на 1,3% в августе (первое сокращение с июля 2022-го, когда рынок просел на 9%).
Группа Volkswagen (куда входят Skoda, Audi, Seat, Porsche и прочие) в октябре нарастила продажи на 16,7%, тогда как у Stellantis (Opel, Fiat, Citroen, Peugeot и др.) они опустились на 16,9%, а у Renault — на 1,5%. Концерн BMW увеличил продажи на 4,7%, Mercedes-Benz — сократил на 1%.
Продажи японской Toyota выросли на 17,4%, китайской SAIC Motor — упали на 28%, американской Tesla (поставляет в ЕС электромобили китайского производства со своего завода в Шанхае) — на 21%, южнокорейской Hyundai — на 11,9%.
Напомним, одним из факторов падения рынка стал ввод заградительных пошлин на ввоз электромобилей китайского производства. Сказываются на ситуации и общие трудности европейской экономики, включая падение покупательной способности населения на ключевых рынках (в первую очередь, в Германии). Все это происходит на фоне кризиса автопрома ЕС в частности и европейского промпроизводства в целом.
Как результат, в октябре 2024 г. показатели авторынка ЕС по-прежнему были гораздо меньше как доковидных значений, так и времени начала пандемии: −15,9% к октябрю 2019 г. (когда было продано 1,03 млн автомобилей) и −9% к октябрю 2020-го (954 тыс.).
Восстановление рынка аккумуляторных электромобилей (BEV) в ЕС в октябре замедлилось: продажи выросли лишь на 2,4%, до 124,9 тыс., после роста на 9,8% в сентябре, который последовал за обвалом на 43,9% в августе. К слову, до августовского пике (вызванного антикитайскими пошлинами на электромобили) рынок сокращался три месяца подряд (−10,8% в июле, −1% в июне, −12% в мае). Сегодня на такие машины приходится 14,4% всего авторынка ЕС и 16,3% Европы.
За 10 месяцев 2024 г. продажи аккумуляторных электромобилей в ЕС сократились на 4,9%, до 1,173 млн штук, тогда как продажи всех автомобилей выросли на 0,7%, до 8,856 млн.
Антикитайские пошлины ударили по европейскому рынку электромобилей так значительно, поскоььку автопром самого ЕС просто не выдерживает конкуренции. При всех вложениях в переход на электромобили европейскими производителями не удалось спроектировать эффективную модель автомобиля, доступную широкому потребителю. Например, электрический Fiat 500 стоит около €35 тыс., что вдвое дороже популярного варианта с двигателем внутреннего сгорания.
В итоге европейские «электрички» проигрывают китайским и американским практически всухую. Так, за 2023 г. американская Tesla с китайским BYD продали больше BEV, чем все автопроизводители ЕС вместе взятые. Такая картина застала европейцев врасплох, подсветив несоответствие их инвестиционных планов рыночным реалиям. Неудивительно, что последние месяцы мейджоры европейского рынка вместе с сочувствующими им европолитиками бьют тревогу, призывая отказаться от амбициозных планов по запрету авто с двигателями внутреннего сгорания, который вводится в ЕС с 2035 г.
При этом рынок гибридов (автомобили оснащены и двигателем внутреннего сгорания и электромотором) в ЕС в октябре вырос на 17,5% (после +12,5% в сентябре и +6,6% в августе). Европейцы рассматривают такие машины как доступный компромисс между автомобилями с двигателем внутреннего сгорания и полностью электрическими авто.
Как результат, доля гибридов на рынке Евросоюза за последние 12 месяцев увеличилась с 28,6% до 33,3% и второй месяц подряд превышает долю бензиновых автомобилей, которая за год сократилась с 33,4% до 30,8%.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag