• USD Бирж 1.08 -9.12
  • EUR Бирж 12.8 -87.22
  • CNY Бирж 28.57 +-15.77
  • АЛРОСА ао 69.61 +-0.2
  • СевСт-ао 1562.4 -7.4
  • ГАЗПРОМ ао 159.18 -0.88
  • ГМКНорНик 14454 -54
  • ЛУКОЙЛ 7020.5 -27.5
  • НЛМК ао 189.88 -1.12
  • Роснефть 567 -4.95
  • Сбербанк 282.78 -1.23
  • Сургнфгз 28.805 -0.24
  • Татнфт 3ао 690.9 -4.8
  • USD ЦБ 92.75 92.44
  • EUR ЦБ 100.44 99.9
Эксперт меняется
Cобытия

Электрокары бьют дисконтом

Авто
Электрокары бьют дисконтом
Фото: Freelik
В Китае разгорается война на рынке электрокаров — производители снижают цены на машины, которые можно уже приобрести на 30-50% дешевле, чем в Европе.

Мировые производители электромобилей бьются за китайский рынок с местными компаниями — надо отдать им должное, достаточно уверенно набравшими силу и захватившими этот сегмент у себя на родине. Ситуация уже привела к падению рентабельности производства, и некоторые эксперты заговорили о том, что такое падение может докатиться и до российского рынка.

Острая конкуренция между огромным количеством производителей машин в Китае привела к тому, что на крупнейшем в мире автомобильном рынке разразилась беспощадная ценовая война. На фоне резкого падения продаж автомобильные бренды идут на крайности, чтобы оставаться конкурентоспособными. Они предлагают дилерам подарки и большие скидки. Скидки составляют несколько сотен долларов на более дешевые модели и десятки тысяч долларов на предложения более высокого класса.

«Я никогда не видел такого серьезного цикла снижения цен», — сказал Ту Ле, управляющий директор пекинской консалтинговой компании Sino Auto Insights, 25 лет проработавший в автомобильной промышленности Китая и Соединенных Штатов.

Рынок электромобилей в Китае быстро растет с 2020 года — объем продаж в прошлом году удвоился, частично благодаря государственным субсидиям. Когда в декабре, спустя 13 лет, срок действия этой программы истек, конкуренция за покупателей ужесточилась. Традиционные автопроизводители тоже изо всех сил пытаются разгрузить складские запасы старых автомобилей, прежде чем ужесточение национальных стандартов выбросов затруднит продажу автомобилей с дизельным и газовым двигателем.

китай 1.jpg Фото: Tesla Fans Schweiz/Unsplash

И без того нестабильный рынок начал нагреваться в январе, когда Tesla, американская компания, производящая электромобили в Шанхае, снизила цены в Китае во второй раз за три месяца. Снижение цен на версию Model Y в августе 2023 года привело к снижению акций компании из-за опасений дальнейшего давления на ее прибыль. Tesla снизила стартовые цены на модели на 14 000 юаней ($1,935). Стартовая цена Model Y Long Range упала на 4,5% — до 299 900 юаней, а стартовая цена Model Y Performance теперь составляет 349 900 юаней, снизившись на 3,8%.

Другие производители, почувствовав давление, делают то же самое. Розничная цена на кроссовер EQE была снижена на 9%, а на лимузин EQS — на 11-22%, говорится в заявлении Mercedes-Benz. SAIC-Volkswagen снизил цену на электрический Volkswagen ID.3 в Китае. Начальная цена была снижена со 142 900 юаней до 119 900 юаней (с 19 700 долларов до 16 500 долларов), или на 16%.

И признанные китайские автопроизводители, и стартапы, поддерживаемые правительством, обеспечивают рост так называемых новых энергетических транспортных средств. По некоторым оценкам, в Китае насчитывается около 300 местных производителей электромобилей.

К примеру, Didi, ведущий китайский сервис по организации поездок, разработал электромобиль совместно с BYD исключительно для собственных водителей. Xiaomi, производитель смартфонов, заявила, что планирует выйти на рынок с электромобилем в следующем году. Даже Evergrande, проблемный застройщик, намерен выпускать электромобили, хотя эти планы могут оказаться под угрозой из-за долгов.

китай 2.jpg Электрокар Xiaomi SU7 Фото: Министерство промышленности и информатизации КНР

Китай является ведущим рынком сбыта электромобилей, и в прошлом году в стране было продано больше подобных машин, чем в остальном мире.

Средняя цена на электромобиль в Китае уже значительно ниже, чем в остальном мире, и составляет около $35 тыс. по сравнению с $60 тыс. в Европе и $70 тыс. в Соединенных Штатах. И даже те китайские компании, которые изначально не принимали участие в ценовой гонке, начали снижать цены на свою продукцию.

Производитель электромобилей Nio Inc. снизил начальные цены на все свои модели в Китае на 30 тыс. юаней ($4200) через несколько дней после сообщения о квартальных убытках. Дочерняя компания Geely по производству электромобилей Zeekr снизила цены на модель Zeekr 001 в Китае. Клиенты, которые приобретут EV до конца года, получат автомобиль дешевле на 37 000 юаней ($4700).

Но, уверены участники рынка, бесконечно такая гонка продолжаться не может — производители и так работают на грани рентабельности. «Китай для автомобильных марок остается определяющим рынком, поэтому хорошие позиции в Поднебесной во многом влияют на положение компании в общемировом масштабе. Европейские марки решили перенять правила игры самого Китая, известного привычкой избавляться от конкурентов демпингом. Он настолько неприкрытый, что Еврокомиссия инициировала проверку ценовой политики производителей азиатских электрокаров, продающихся в Европе», — заявила «Эксперту руководитель «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие») Марина Дембицкая.

Снижение цен в Китае, по мнению эксперта, является локальной историей ценовой борьбы, рассчитанной на перспективу. «Конечно, снижение стоимости электрокаров также связано с общей тенденцией последний десяти лет. Заряжаемые машины дешевеют благодаря массовым технологиям. В случае с Китаем этот процесс катализирован сложившимися ценами на внутреннем рынке, под которые приходится подстраиваться остальным», — говорит Марина Дембицкая.

Но вообще, указывает СЕО компании Stekbike Илья Сильницкий, снижение цен на электромобили весьма важный и интересный вопрос. Цены на электромобили упали в КНР и следом началось снижение цен у ведущих европейских и американских брендов, таких как Volswagen ID. 4., Porshe Taycan, Nissan Leaf, премиальные Tesla и другие.

китай 3.jpg Фото: Michael Fousert/Unsplash

Это снижение ощутимое, почти вдвое, констатирует эксперт. Так, VW опустил цену до €16 тыс. евро, Тесла подешевела с €53 тыс. до €50 тыс, а если говорить о российском рынке электрокаров, то покупку стоит рассматривать в среднем диапазоне 3-5 млн руб.

Международное энергетическое агентство (IEA) спрогнозировало падение цен на электрокары до уровня цен на автомобили с двигателем внутреннего сгорания к 2025 году ещё в августе 2023 года, и снижение цен у всех ведущих мировых производителей «чистых» авто — это вопрос времени. Поддержка мировым сообществом «зелёной промышленности» и субсидирование покупок электромобилей — это очень важный вопрос сегодня.

На стоимость электромобилей существенно влияет снижение цен на литий, указывает Илья Сильницкий. Освоение новых месторождений лития в Орегоне и Неваде (США) запустили снижение цен на Tesla. Китайцы разработали более дешевые виды аккумуляторов, стоимость электроэнергии и её эксплуатации здесь ниже. Конечно, значительное место занимает и конкурентная борьба китайских марок электрокаров с Tesla и другими брендами, но запланированное удешевление ключевых компонентов для электрокаров эксперт отмечает в первую очередь.

Как указывает Илья Титов, сопредседатель подмосковного отделения «Деловой России», в каждом государстве действуют собственные законы, направленные на поддержку местного производства. «Если говорить про эффект, то на российском рынке в ближайшее время мы вряд ли увидим изменение в ценообразовании, по крайней мере, резкое, с учетом действующих акцизов и прочих сборов. Поэтому тренд больше ориентирован на китайский рынок. Тем не менее, мера может оказать какой-то эффект на глобальный рынок в целом», — заключает он.

Материалы по теме:
Авто, 2 фев 10:43
Новые автомобили в известных образах
Авто, 29 янв 16:45
Частное мнение о седане HONGQI H5
Авто, 26 янв 10:40
Седан Hongqi H9 ни с чем не спутаешь
Авто, 12 янв 16:00
Как мы недооценили китайский автопром
Свежие материалы
Места в западных рейтингах утратили значимость
Мнения, 15:00
С кем сотрудничает МГИМО в новых условиях
Мост в новый мир
Мнения, 13:11
Как ДВФУ оказался флагманом международного университетского сотрудничества
Высшие учебные замещения
Иностранцы возвращаются в российские вузы