• USD Бирж 1.07 -10.32
  • EUR Бирж 12.55 -86.31
  • CNY Бирж 28.85 +-16.17
  • АЛРОСА ао 76.49 +-0.47
  • СевСт-ао 1880 +-5
  • ГАЗПРОМ ао 164.15 +-0.65
  • ГМКНорНик 156.4 +-0.34
  • ЛУКОЙЛ 7982.5 +-14.5
  • НЛМК ао 232.54 +-0.12
  • Роснефть 582.8 +-0.2
  • Сбербанк 309.29 +-0.18
  • Сургнфгз 34.29 +-0.08
  • Татнфт 3ао 721.3 +-3
  • USD ЦБ 91.78 92.01
  • EUR ЦБ 98.03 98.72
20 лет истории
Cобытия

Арктика становится дальше и дороже

Экономика
Арктика становится дальше и дороже
Фото: Атомфлот
Российская стратегия освоения Арктики столкнулась с вызовами, которых никто не предвидел. Одна из ключевых проблем — невозможность быстро сформировать флот судов требуемого ледового класса. «Эксперт» объясняет, как в этих условиях Россия намерена укреплять свое присутствие в высоких широтах.

Последний бросок на Север

Планы превращения Северного морского пути (СМП) в главную транспортную магистраль XXI века столкнулись с геополитическими вызовами, которых идеологи проекта не могли предвидеть заранее. Об этом предупреждают аналитики компании «Яков и партнеры», изучив ход освоения Арктики в 2022–2023 гг.

Главная причина, по которой часть этих планов подвисла в неопределенном состоянии, в том, что Россия оказалась выключена или сама вышла из работы организаций околополярного сотрудничества — в первую очередь из Арктического Совета и Совета Баренцева моря/Евроарктического региона.

Это произошло именно в то время, когда из-за потепления климата арктическая зона становится все привлекательнее в экономическом и военном плане для государств, в том числе географически с ней не соприкасающихся (в первую очередь это Китай и Великобритания, обе страны — члены Арктического Совета). Имеющие выход в Арктику через Аляску Соединенные Штаты в декабре 2023 г. обнародовали новую карту своего шельфа в Северном Ледовитом океане, который теперь расширился на 1 млн кв. км за счет районов, где сосредоточено до 30% неразведанных мировых запасов нефти и газа, а также значительные залежи драгоценных и редкоземельных металлов.

Запретить им осваиваться в Арктике никто не может, так как сегодня не существует международного документа, который регламентировал бы деятельность вокруг Северного полюса так, как она регламентируется вокруг Южного.

Оценка планируемых инвестиций без учета военных расходов
Оценка планируемых инвестиций без учета военных расходов

Посмотрите направо

До начала санкционной войны Запада против России предполагалось, что через экономическую зону РФ в приполярных морях к 2035 г. будет перевозиться по 200–288 млн тонн грузов ежегодно. На эти цели — развитие СМП, освоение нефтегазовых месторождений, добычу металлов и угля, строительство СПГ-заводов, решение социальных задач коренного населения и улучшение условий хозяйственной деятельности — планировалось выделить $187 млрд. Это значительно больше, чем вложения других стран в Арктику.

Первый этап Арктической стратегии России завершается как раз в текущем году. С учетом названных проблем, «планов громадье» придется, по-видимому, пересматривать в сторону менее масштабную и более отдаленную во времени, и если ничего не менять, то прогноз не очень оптимистичный, сказал «Эксперту» соавтор доклада, партнер компании Олег Назаров.

«С 2019 по 2023 год объем перевозок по СМП удалось нарастить всего на 15% — с 31,5 до 36,5 млн тонн при планах в 80 млн тонн. Объем производства СПГ в прошлом году составил 21 млн тонн при планах в 43 млн тонн. Доля затрат на НИОКР упала в два раза при планах их прироста в пять раз, и т.д. Очевидно, что при сохранении текущей динамики и уровня финансирования можно ожидать сильного сдвига реализации стратегии по срокам», — говорит Назаров.

Бойкот со стороны организаций арктического сотрудничества ставит Россию перед фактом, что осваивать СМП в частности и Арктику в целом ей придется, рассчитывая почти исключительно на собственные силы. Так, для поддержание заявленных объемов судоходства по СМП требуется 200 судов ледового класса. Заказать эти суда на зарубежных верфях (даже в Китае) сейчас невозможно, и вряд ли что-то поменяется в ближайшее десятилетие. Зарубежные верфи, производящие самое большое количество танкеров и сухогрузов, под угрозой вторичных санкций могут отказаться от российских заказов, что уже случалось.

«По нашим оценкам, к 2035 году нам понадобится порядка 200 судов ледового класса. Сегодня из 748 СПГ-газовозов в мире лишь 24 соответствуют необходимым критериям, а из 2319 нефтяных танкеров — девять. Даже при отсутствии ограничений корейские и китайские верфи в данный момент загружены заказами вплоть до 2028–2029 годов, что оставляет нас в ситуации, когда мы можем полагаться в вопросе развития арктического флота только на себя», — говорит директор аналитического центра «Яков и Партнёры» Геннадий Масаков.

Догнать и перегнать Арктику

В отсутствие возможности расширять ледокольный флот за счет зарубежных закупок, российские кораблестроители уже сейчас работают засучив рукава. На Балтийском заводе в Санкт-Петербурге строятся третий и четвертый атомные ледоколы «Якутия» (плановый срок спуска на воду — декабрь 2024 г.) и «Чукотка» (декабрь 2026 г.). В январе этого года состоялась закладка пятого судна — «Ленинград»; в следующем году планируется заложить шестое — «Сталинград». «Росатом» также намерен за свой счет построить четыре дизельных ледокола; первый из них должен быть сдан в 2028 г. До 2032 г. ожидается ввод в эксплуатацию еще нескольких атомных ледоколов, способных колоть лед толщиной до 5 метров.

Тем не менее, полагают аналитики, этого количества будет недостаточно для достижения поставленных задач по освоению Арктики. Развитие судостроительной отрасли до необходимых масштабов может занять до 15 лет.

Покупать же такие суда на вторичном рынке — решение спорное: сегодня на рынке нет подходящих судов, владельцами которых были бы компании из дружественных стран. Это же касается и инфраструктурного оборудования. Например, сегодня с применением отечественных технологий производится не более 5% российского СПГ. При этом российское оборудование работает нестабильно, а западное не поставляется из-за санкций.

«Очевидно, что из-за „сдвига вправо“ многих арктических проектов целевой объем грузоперевозок по СМП до 2035 года придется пересматривать, а часть показателей программы может оказаться под угрозой без дополнительных мер поддержки», — предупреждают аналитики.

Несмотря на столь серьезные вызовы, стартовые позиции России в Арктике облегчают ей достижение стратегических целей, пусть и со сдвигом «вправо». В районах, которыми сегодня владеет РФ, сосредоточено около 60% запасов углеводородов и 35% других полезных ископаемых. В состав ледокольного флота России сегодня входит 41 ледокол, из них семь атомных. Потребность мирового энергетического рынка в СПГ продолжит расти в среднесрочной перспективе, что позволит России занять на нем лидирующие позиции в случае успешной переориентации объемов с «Арктик СПГ 2» на страны Азиатско-Тихоокеанского региона, Турцию, Индию, Пакистан и другие дружественные страны.

«Все вместе это позволит России адаптироваться к изменяющимся внешним условиям и устранить часть ключевых препятствий, стоящих на пути успешного освоения арктических ресурсов и использования СМП, а также закрепить главенствующее положение нашей страны в этом стратегически важном регионе», — резюмируют аналитики «Яков и партнеры».

Материалы по теме:
Экономика, 23 апр 13:20
На выставке «Иннопром» обозначили промышленные и торговые приоритеты российских регионов в странах Центральной Азии
Экономика, 22 ноя 14:53
Госдума упростила приватизацию заброшенных причалов и других неликвидных объектов в речных портах
Экономика, 20 ноя 13:53
Госдума приняла закон, возвращающий с октября 2023 г. прежний порядок демпферных выплат нефтяным компаниям
Экономика, 20 ноя 13:06
МЭР отмечает рост интереса россиян к поездкам по стране. Туристический сектор по итогам зимнего сезона может стать одним из драйверов роста экономики
Свежие материалы
Городские СИМ-карты
Города,
Как в России открывают новый сезон электросамокатов
Социальное партнерство с искусственным интеллектом
Общество,
Как нейросети привлекают к решению общественных задач
Рынок акций встречает Первомай красным
Финансы,
Восходящий тренд Индекса Мосбиржи не закончен