— Для поддержки МСП, в том числе финансовой, в стране действует ряд программ. Насколько они эффективны?
— С 2023 года правительство России реализует несколько программ и мер финансовой поддержки для МСП, направленных на стимулирование роста, модернизацию и адаптацию бизнеса к текущим реалиям. Так, по данным Минэкономразвития РФ, по итогам 2023 года кредитный портфель МСП вырос на 29% и достиг рекордных 12,4 трлн рублей.
Достаточно эффективными для предпринимателей стали субсидии на развитие, на частичное возмещение затрат, связанных с приобретением оборудования, модернизацией и внедрением инноваций. Предлагаются специальные программы поддержки для стартапов, включая гранты на разработку и реализацию бизнес-планов. Востребованы и льготные кредиты по сниженной процентной ставке.
— Как компании сектора МСП могут улучшить распределение полученной поддержки и максимально поддержать свой бизнес? Какие шаги в этом направлении вы считаете наиболее эффективными?
— Важно повышать эффективность использования финансовой поддержки. Это требует стратегического подхода, включающего как сокращение издержек и минимизацию рисков, так и поиск новых возможностей для наращивания прибыли. К примеру, можно увеличить доход за счет использования внедренных инноваций.
Одним из ключевых шагов является автоматизация процессов. Чтобы понять, с чего начать ее внедрение, нужно внимательно проанализировать потребности своего бизнеса и выявить «узкие места», а затем подобрать соответствующие IT-решения, которые «закрывают» найденные пробелы. К примеру, для всех отраслей и компаний сейчас актуальна проблема кадров. Но часть наших клиентов — компаний МСП нашли возможности ускорить работу имеющегося персонала, автоматизировать рутинные задачи с помощью специализированных сервисов — и тратить время на найм новых людей не пришлось.
Так, один из них проанализировал количество входящих звонков, оценил, сколько сотрудников нужно на обработку этого объема, потом подключил роботизированные технологии и справился с задачей, задействовав в два раза меньше людей.
Современные технологии могут анализировать большие объемы данных, помогая компаниям быстро адаптироваться к изменениям, точно понимать потребности клиентов.
В части обеспечения высокого качества и скорости выполнения задач цифровизация дает прозрачность процессов, что подтверждается рациональным и эффективным использованием государственной поддержки.
— Какие цифровые инструменты для внедрения в бизнес-процессы предприятий МСП вы бы назвали наиболее эффективными?
— Здесь многое зависит от конкретных задач бизнеса. Например, установив в магазине систему видеоаналитики, предприниматель сможет сопоставить данные о потоке посетителей с данными о совершенных покупках. Менеджеры могут вычислить пиковые часы для продаж определенных товаров и проанализировать, почему чеков в разные периоды было больше или меньше ожидаемого.
Если говорить о повышении продаж, то здесь полезны такие инструменты, как таргетированные звонки, которые уже показали свою эффективность, виртуальная АТС, которая помогает анализировать работу сотрудников и продуктивность коммуникации с клиентами, номера 8 800. То есть в зависимости от типа и сегмента бизнеса предприниматели могут нарастить продажи и увеличить свою выручку и динамику роста компании с помощью различных цифровых инструментов.
Так, наши заказчики в секторе МСП активно наращивают темпы внедрения речевой аналитики и использования Big Data. Это подтвердили недавние исследования, проведенные Ростелекомом.
Если рассматривать цифровые сервисы как еще один источник дохода, то, например, есть пункты выдачи заказов маркетплейсов (ПВЗ), которые в последнее время активно ищут возможность получения дополнительного заработка. Хорошим решением для них может стать размещение экранов внутри ПВЗ и либо трансляция на них рекламы локальных заказчиков, либо включение экрана в инструментарий большого оператора рекламы.
— Что, по вашим оценкам, сегодня тормозит внедрение цифровых решений на предприятиях МСП?
— Основным «тормозом» я вижу присущую как людям, так и бизнесу инертность. Предприниматель, обдумывая вопрос цифровизации, нередко видит сразу многоуровневую систему изменений, которая требует значительных временных и финансовых вложений.
Тут важно понимать, что IT-технологии за последнее время стали гораздо дешевле, появление облачных решений сделало их доступными и для микросегмента. У нас есть предложения, разработанные для крупных компаний и адаптированные под специфику МСП.
Некоторые называют сдерживающим фактором нехватку специалистов, обладающих необходимыми знаниями и навыками для внедрения и поддержки цифровых технологий. Но ведь всегда есть опытные вендоры, готовые взять на себя внедрение цифровых решений под ключ. Представители гостиничной индустрии часто обращаются с задачей модернизировать объекты, а также за консультацией на этапе котлована, когда важно спроектировать внедрение передовых IT-сервисов, чтобы здание было современным и доступным для улучшения, а затем реализовать предложенные идеи. Также клиенты могут рассчитывать на техподдержку, обучение персонала пользованию программами и оборудованием, обучение IT-специалистов отелей. И на этом работа не заканчивается — при появлении новых IT-технологий они внедряются в работу точек. Получается вот такой проект полного цикла.
В последнюю очередь назову такой барьер, как сложность понимания экономического эффекта от цифровизации. Но здесь очевидно — пока не протестируешь, никак не поймешь. Важно грамотно выстраивать внутри себя правильные и качественные процессы, которые позволят расти бизнесу.
— Ваш прогноз — возможно ли развитие в сегменте МСП без цифровизации?
— Отсутствие цифровизации в современном бизнесе приводит к двум основным негативным последствиям: значительное увеличение операционных затрат и снижение конкурентоспособности. В первом случае расходы на выполнение бизнес-процессов без использования современных технологий становятся настолько высокими, что они существенно сокращают прибыль компании. Во втором — медленные процессы и завышенные цены на услуги, вызванные отсутствием автоматизации и цифровых инструментов, делают компанию менее привлекательной для клиентов. Вместе эти факторы приводят к постепенной утрате доли рынка и снижают устойчивость бизнеса.
Внедряя современные цифровые технологии, компании становятся привлекательнее для клиентов, устойчивее к изменениям рынка и существенно усиливают свои конкурентные позиции. А значит, могут зарабатывать больше и быстрее развиваться — при поддержке не только государства, но и сильных партнеров.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag